22 Января

2014

Предлагаем вниманию наших читателей рассказ о городе Вышнем Волочке и его уникальной водной системе. Этот материал нам прислан от одного из экскурсоводов, занимающихся благородным делом просвещения наших сограждан. К сожалению, ситуация с наследием (и не только в Вышнем Волочке) обстоит так, что скоро показывать будет нечего...

Вышневолоцкая водная система – первая искусственная водная система в России. В неё входят Тверецкий, Цнинский каналы, бейшлоты и шлюзы, Вышневолоцкое водохранилище и усадьба создателя водной системы М.И. Сердюкова. Всё это на протяжении многих лет было визитной карточкой города на Древнем Волоке. Но в последнее десятилетие бесхозяйственность чиновников разных рангов привела к тому, что уникальная первая водная система, без которой строительство Северной столицы пошло бы по совершенно иному сценарию, почти полностью утрачена. Мне часто приходится водить экскурсии по Вышнему Волочку, я знаю много интереснейших мест города. Но показать их я не спешу, не потому что я хочу скрыть их от чужого взгляда, нет – мне просто стыдно показать в каком небрежении находится тот или иной экскурсионный объект. Я думаю, что фотографии старого Вышнего Волочка в сравнении с современным состоянием красноречивее расскажут о произошедших переменах. 

Тверецкий канал первый судоходный канал в России, построенный по голландскому проекту и исправленный талантливым гидротехником купцом М.И. Сердюковым. Столетие назад он представлял собой впечатляющее зрелище, которое запечатлено на старинных открытках города.

Вид от моста на Затверецкую часть города. В прошлом и сейчас.

Красивый осений вид, не правда ли? Если не взглянуть попристальнее.

Отнюдь не впечатляющая картина. И сколько простоят эти «одетые гранитом берега». Если не принять меры, набережные при впадении Тверецкого канала в Цну будут утрачены уже через несколько лет. А пока полюбуемся видами Тверецкого канала в прошлом.

На последней фотооткрытке большое здание из красного кирпича – общественные бани купца М.А. Добровольского – одного из представителей рода вышневолоцкихстеклопромышленников. Место историческое прежде всего тем, что здесь стояла Контора водяных коммуникаций, сгоревшая в XIX в.

М.А. Добровольский выкупил это здание, полностью перестроил и превратил в общественные бани, которые мы видим на фотооткрытке. Это пожалуй одно из самых приметных зданий Вышнего Волочка, находящееся на стыке Тверецкого и Цнинского каналов и реки Цны. Мимо него проезжают в день тысячи людей, «любуясь» вот этим.

Цнинский канал был выстроен для спрямления участка реки Цны, которая в районе Казанского и Богоявленского соборов города образовывала множество островов. Канал и Богоявленский собор  – главные достопримечательности города, запечатлённые на множестве фотографий.

Каменные спусковые лестницы, ведущие к воде.

Мостик у бывшей лодочной пристани – вход в Обводной канал, построенный в середине XIXв. для осушения площади Казанского собора.

Петербургский мост и набережная Богоявленского собора.

С набережной Цнинского канала открывается замечательный вид на основную архитектурную доминанту города – Богоявленский собор (1810-1814, 1864 гг).

Набережные канала сохранили крюки XVIII в. от ещё деревянных укреплений берегов.

Или крепёжные крюки подвесного моста от Путевого дворца и Городского сада на Ванчакову линию.

Широко использовались виды канала и на фотооткрытках начала XX в.

Через канал проходила главная сухопутная магистраль России – Петербурго-Московская дорога. Мост, по которому ехали путешественники, так и назывался Петербургским. Он был одной из достопримечательностей старого Волочка.

Много лет водили экскурсоводы туристов к подножию этого моста, где сохранились насечки для канатов, которыми бурлаки и кони тянули барки по каналу.

Ещё пару лет назад это было приличное место.

Но теперь экскурсии водить сюда не только неприятно – под мостом особо культурные вышневолочане устроили отхожее место со специфическим запахом, но и не безопасно. Городское начальство забыло об этом уголке города, а в его отсутствие охочие до лёгкой наживы люди стянули литые ограждения. А другие не менее бессовестные жители города расписали устои моста грязными словами. И вид стал таким.

Да и канал красотой блещет только сверху, в хорошую погоду.

Из-под моста открывается совершенно другой вид.

Как видно, отдел по благоустройству города или вовсе отсутствует, или же чиновникам приятнее ставить дорогостоящие памятники, а о памятниках настоящих заботы у них нет. Не заботятся они и о безопасности жителей идущих по Петербургскому мосту. Его ограждения представляют собой провалы.

А здесь ограждения нет вовсе.

Кстати, литьё оград - само по себе уже достопримечательность города и визитная карточка Вышнего Волочка. Но это в прошлом. Порой его ремонтируют, но странным образом, как вот этот фрагмент на мосту через Обводной канал...

Д. Вересов. Москва-Вышний Волочек


Метки: благоустройство вандализм историческая_застройка экскурсии

Для печати
К началу

comments powered by Disqus