19 Марта

2017

В поселке Овинище сносят водонапорную башню. Из крепчайшего кирпича и камня, построенную в 1912-1913 годах. Одну из самых красивых в Тверской области железнодорожных построек.

Возведена она была на совесть. Много лет стоявшее без использования здание на низком топком месте не собиралось падать. На то, чтобы изничтожить один верхний кирпичный ярус, понадобилось две недели! Две недели несколько рабочих с перфораторами долбили царский красный кирпич, который упорно не поддавался. Башня не хотела умирать. Она была гордостью поселка, его визитной карточкой и главной (скажем прямо) достопримечательностью. Другие старые постройки сильно уступают ей и красотой, и размерами.

Она абсолютно никому не мешала. Вокруг нее нет путей, небольшое хозяйство станции расположено в ста метрах и более от этого памятника старины, вероятность, что какие-то террористы выбьют двери, устроят там склад своих террористических злодейских штук и оттуда причинят вред железной дороге, равнялась практически нулю. Если только не считать террористами самих жителей поселка, но это исключено. Даже когда начался снос они законопослушно написали – в РЖД, в общество любителей железных дорог - в разрешенные и вполне легальные организации, но никак не госдеп.

«…Помогите остановить вандализм! Водонапорная башня была построена в 1912 году и долгие годы снабжала водой станцию. Она часть станции, расположена в самом центре поселка и до недавнего времени была украшением и визитной карточкой нашей станции. Вы видите, что это довольно высокое здание. Сделано на совесть. В годы Великой Отечественной войны она выстояла под бомбёжками фашисткой авиации. Время не разрушило, а теперь её решили снести. Руководство железной дороги решило убрать с лица земли не нужное им имущество. Это больше чем башня, для жителей это памятник. Она уникальна. Сложена из бутового камня и кирпича, толщина стен свыше 70 см. Башню долбят перфораторами, уже вторую неделю продолжается этот вандализм. Сердце кровью обливается глядя на то, что творят рабочие с величайшего повеления начальства. Внутри башни находится ёмкость для воды объёмом 3000 тонн, её хотят вынуть. Мы не знаем, как остановить всё это. Писали обращение президенту ОАО «РЖД», Белозерову, тишина, вызывали полицию, с их точки зрения всё законно. Что делать? Ведь если не остановить, вместо красавицы башни будет груда битого кирпича и камня».

К сожалению, ответ из ОАО «РЖД» пока не получен, а из Всероссийского общества любителей железных дорог (ВОЛЖД) получен в том роде, что обратились вы, друзья, к нам поздно, снос совершается на законных основаниях, ибо это – не памятник. Насколько это заявление ответственно – стоит подумать. Станция Овинище - как раз памятник. Правда, границы этого памятника очень расплывчаты. Вся ветка Овинище-Весьегонск является выявленным объектом культурного наследия. А именно: «Железнодорожная ветка Весьегонск – Овинище – одна из первых, построенных при Советской власти (1918-1926 гг.)». Адрес: ст. Овинище Овинищенский с/о.». (Адрес старый, сейчас сельского округа нет, поселок Овинище находится в Кесемском сельском поселении).

Был или не было смысла охранять такой объект в таком формате – вопрос не актуальный для обсуждения. Можно обсуждать, что из линии охраняется, а что – нет. Башня охраны однозначно заслуживает. Туристы уже начинали сюда заезжать – станция очень атмосферная и уютная, места здесь красивые. Весьегонск и окрестности вообще становятся все более популярными у туристов. Но ведь кроме туристов тут просто живут люди. Для которых эта башня – настоящий символ их земли, их малой родины.

В общем, мы желаем главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области с этим случаем разобраться. Просим, так сказать.

И, кстати, несколько слов вдогонку падающим кирпичам и камням несчастной башни.

Как хорошо известно, к сожалению, в не очень широких кругах, которым известна истинная ценность русских железных дорог, наступивший 2017 год обещает стать «годом большого сноса». ОАО «РЖД» вообще никогда не отличалось большой любовью к архитектурному наследию имперского и союзного Министерства Путей Сообщения, довольно активно уничтожая всякую стоявшую по сторонам от путей старину. Но с прошлого года особая угроза нависла над одной из старейших и ценнейших железных дорог страны – Октябрьской.

Дело в том, что новое (с 2016 года) руководство Октябрьской железной дороги, в ведении которой находится значительная часть железных дорог в центральной части России и, в частности, в Тверской области, очень недвусмысленно взяло курс на тотальный снос. Причины не объясняются. В таких сферах, как эта, причины могут лежать вообще вне каких-то объяснимых причин. Они могут быть просто в области вкусов начальства: ну, не любит оно, чтобы дорога выглядела как музей хотя бы на отдельных, даже очень ограниченных участках. Не любит паровозы. Не любит историю. И терпит ее, только если эта история закрыта сайдингом, выкрашена в цвета корпорации и стоит по стойке «смирно».

Все остальное идет под рубрику «лишнее имущество». Под таковым понимаются старые водонапорные башни, гидроколонки, не отданные местным муниципалитетам казармы, керосинки, старые вокзалы и т.д. Даже если их существование не стоит корпорации ровно ничего, это – «лишнее». Правда, якобы существует внутренний приказ со списком исторически ценных объектов, которые нужно беречь. Но где этот список, какого он года, какие объекты в него действительно включены, и охраняет ли он хоть что-то – это сказать решительно невозможно.

В планы сноса включены исключительно ценные объекты, например, водонапорные башни на станции Подсолнечная - единственный уцелевший фрагмент ансамбля станции 4 класса времен строительства Николаевской железной дороги на участке от Бологого до Москвы. Под угрозой единственная же на всей дороге башня 3 класса того же времени на бывшей станции Валдайка (Лыкошино). Под угрозой Бологое-Полоцкая – этот железнодорожный заповедник, который тоже входит в Октябрьскую железную дорогу.

Так что башня на станции Овинище-1 может стать только началом…

Фото середины марта 2017 года.


Метки: башня РЖД снос

Для печати
К началу

Показать все

comments powered by Disqus