2018
Начнем сразу с дела. Просочился слух (скорее всего, достоверный), что снесут исторические постройки станции Бологое-2. Если это произойдет, вся железнодорожная туристическая романтика в Тверской области накроется большой могильной плитой.
Вообще, все странно и безумно. В сентябре 2018 года по исторической Бологое-Полоцкой линии от Бологого до Осташкова пустили пригородный состав на паровозной тяге. Событие приятное, что говорить. Настоящий паровоз, на исторической дороге, в окружении аутентичной железнодорожной станционной и вокзальной старины – это прекрасный способ повысить туристическую привлекательность Тверской области. А для РЖД это хорошая реклама. Народ уже ездил, фотоотчеты выкладывал, хорошие новости в Тверской области появлялись.
Но радость эта у нас, немного больше знающих об этой сфере, перемешана со смутным чувством, что рядом, слишком рядом, что-то идет не так. Список потерь на Октябрьской железной дороге, к которой относится большая часть железнодорожной сети Тверской области, что-то очень резко вырос в последние год-два.
Вот лишь краткий перечень.
На Рижском ходе снесена либо обезображена большая часть исторических построек станции Зубцов, единственной станции, сохранявшей у нас почти полный комплекс дореволюционных и довоенных строений. По сведениям туристов, побывавших недавно на станции, остались там лишь сильно обезображенный вокзал, казарма и часть водонапорной башни. Снесены казарма и старинный туалет – туалет лишь по названию, а по факту – теремок 1900 года с изящным декором в стиле модерн.
На линии Торжок-Ржев готовится снос еще нескольких исторических построек станции Старица. На ней сохранились также несколько казарм, деревянный туалет (еще более ранний, чем в Зубцове, возможно, 1870-х годов).
Под угрозой вновь деревянный вокзал 1918 года и остатки уникальной водонапорной башни станции Овинище Весьегонского района.
Шоком для всех ценителей железнодорожной старины прозвучало известие о сносе в Торопце веерного депо 1902-1906 годов. Самое большое и красивое на Бологое-Полоцкой, оно никому не мешало и составляло гордость русской промышленной архитектуры своего времени. Фото сноса у нас пока нет, но это хорошо видно на космо-снимке.
Бологое-Полоцкая при этом числится у нас «заповедной железной дорогой». Одновременно с этим сносом в Торопце (вот гримаса!) покрасили и почистили бывший вокзал на станции Скворцово в Торопецком районе. Это что означает? Компенсация за сожженный вокзал на станции Горовастица?
И вот, по нашим сведениям, на очереди такое же веерное депо на станции Бологое-2 и – там же – единственный целый каменный вокзал на всей Бологое-Полоцкой. Прежде вокзалов третьего класса на линии было несколько – в Бологом, Осташкове, Великих Луках, Невеле. Но война сильно испортила облик всех их – кроме бологовского. Его попортили уже во времена РЖД в 2010-х. Однако до конца испортить не смогли. И теперь, получается, снесут?
Люди в РЖД! Вы чего делаете? Мы готовы принять печальный факт отсутствия паровоза на пригородных линиях, если ради этого снос реальной истории России будет остановлен. В противном случае, зачем вообще паровоз? Что показывать туристам из окон состава, который он везет? Елки и ольху?
Вопрос к Главному управлению по государственной охране культурного наследия Тверской области: вы поставили-таки на охрану заявленный список построек Бологое-Полоцкой железной дороги, поданный от всероссийского общества любителей железных дорог и именно от Алексея Вульфова? В нем не может не быть депо и вокзала в Бологое. И?
Дикая ситуация, сложившаяся с историческим железнодорожным наследием в Тверской области, вынуждает нас просить о максимально широкой огласке.
Заглавное фото Юрия Егорова: вокзал 1906 года на станции Горовастица Бологое-Полоцкой железной дороги, сожженный осенью 2016 года.
Для печати
К началу |
||