2012
Главным законным требованием общественности Тверской области к Главному управлению по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области (далее – Главное управление) было и остается – получение копий актов государственных историко-культурных экспертиз. Именно этот документ является ключевым в вопросах сохранения, как отдельных памятников архитектуры, так и целых исторических застроек и городских панорам.
Когда по Твери и Тверской области пронесся вихрь сносов объектов культурного наследия, Тверское отделение ВООПИиК сразу же подготовило запрос в Главное управление с просьбой предоставить копии экспертиз по 15 приказам главного управления о снятии с охраны объектов, чтобы понять, на каком основании памятники архитектуры вдруг перестали быть таковыми и были разрушены. Главное управление дало ответ, согласно которому в актах государственных экспертиз присутствуют персональные данные экспертов, которые регламентируются законом о защите персональных данных («Тверские своды писали об этом» в материале «Госэкспертиза по памятникам – дело тайное…»). Общественность написала запрос снова, но с оговоркой: представить копии актов государственных экспертиз без информации, которая, по Вашему мнению, не подлежит разглашению».
И когда от Главного управления пришел ответ: «У Главного управления отсутствуют правовые основания для внесения изменений в акты государственной историко-культурной экспертизы, в части удаления персональных данных, не подлежащих разглашению, в соответствии с Федеральным законом…», стало ясно, что просто получить эти экспертизы не получится.
Едва ли стоит тут говорить о том, что копии актов экспертиз можно сделать большим количеством способов, не внося изменения в оригинал документа, но суть, мы понимаем, не в этом…
Экспертиза – документ, позволяющий делать с памятником все, что угодно, если это обосновано некими экспертами, имена которых большинству людей и неизвестны и, в принципе, не разглашаемы. Зачастую (за исключением действительно совестливых и честных специалистов), это «темные лошадки», которые на деньги заказчика готовят экспертизу по определенным объектам культурного наследия, давая тем самым зеленый свет заказчику, как правило, на снос этого объекта. Как говорится, кто платит, тот и заказывает музыку.
И именно эти экспертизы-приговоры от общественности упорно властью скрываются. Культурное наследие Тверской области является именно наследием, т.е. явлением духовной жизни, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников. И это наследие, которое, согласно Конституции Российской Федерации является уникальным достоянием каждого гражданина России, сегодня, в рамках хотя бы Тверской области, сосредоточилось в руках кучки чиновников, которые распоряжаются этим наследием, не считаясь вообще с мнением самих жителей. Кто дал им это право, вопрос открытый.
Распоряжаться - это синоним: «ломаю, что хочу и где хочу»? Статистика наглядно подтверждает этот довод. Соотношение снятых с охраны, уничтоженных из-за умышленных действий, неэффективной работы по контролю и охране объектов культурного наследия к количеству поставленных на охрану, отремонтированных, отреставрированных памятников архитектуры и градостроительства в Тверской области за последние два года равно примерно 1:20. То есть на один условно спасенный объект приходится двадцать погибших. Точной статистики здесь вообще нет. В ведомственных целевых программах Главного управления с 2009 по 2013 год цифры по количеству памятников вообще не изменились. Как будто время застыло. Между тем на бумагах в ведомстве одни цифры, а «в реале» кардинально другие. В реальности мы видим, как гибнут под бульдозерами и в пожарах многие и многие памятники архитектуры, и мы видим, как растет с каждым годом финансирование на работу по их сохранению. Куда идут эти деньги? Кому-то в карман? И это сегодня, на волне стремительного подъема антикоррупционной кампании в стране…
Специалисты в области охраны объектов культурного наследия не раз говорили о том, что ситуация с экспертизами, в частности в Тверской области, может иметь коррупционную составляющую. Не поэтому ли экспертизы, подписанные Главным управлением, дающие добро на снос памятников архитектуры на территории нашего региона, сегодня почти что засекречены?
Вот вы, гражданин России, житель Твери, Торжка или Кашина, попробуйте запросить в Главном управлении экспертизу, по заключению которой снесли дом, в котором, например, вы родились и который по вашему мнению мог простоять еще сто лет. Но на его месте захотели построить торговый центр, владелец компании заплатил за экспертизу, и ему ее сделали, после чего дом «утратил свое историко-культурное значение» и превратился в груду кирпича. Попробуйте узнать почему и на каком основании.
Несмотря на то, что согласно закону №73-ФЗ, ст. 29 экспертиза должна проводится по принципу гласности, вам никто ничего не расскажет. Потому что ваша память о доме, ваши эмоции, ваши личные переживания, да и вообще ваша жизнь ничего не значит для людей, которые с одной стороны что-то очень захотели построить, а с другой – на каких-то основаниях разрешили. Ну, как старые «Жигули» продали в утиль.
Несовершенство закона о культурном наследии, дыры в Положении об экспертизах дает некоторым тверским чиновникам возможность трактовать его в своих интересах. Но закон есть закон. И если в нем написано, что экспертиза должна проводится по принципу гласности, то никакой закон о защите персональных данных не может запретить вам ознакомится с этой экспертизой… Да и потом, подумайте сами, зачем так бояться гласности, если все по закону? Почему Главное управление боится придать гласности и выдать на руки общественности копии актов экспертиз, если они составлены по закону? Не потому ли, что эти экспертизы шиты белыми нитками, не потому ли, что может выплыть наружу притянутость этих экспертиз за уши к заключениям, удовлетворяющим требования заказчика, тем самым компрометирующих и самих экспертов, имена которых простым смертным даже не сообщаются, и исполнительную власть в лице Главного управления по охране объектов культурного наследия Тверской области?
Другого объяснения нет. Если народ хочет знать, и у народа есть это право, почему его этого права лишают? Причем государственные органы власти.
Замалчивание, скрытность, нежелание идти на контакт, нежелание взаимодействовать с общественностью в деле использования и сохранения объектов культурного наследия сегодня воспринимается как конфронтация. И это идет в разрез с теми принципами развития гражданского общества, которые были не раз провозглашаемы и Президентом России и Правительством России. К чему мы в итоге придем? К тому, что у нас не останется ничего, кроме денег, денег, денег, которые никогда не приносили человеку, ни достоинства, ни характера, ни совести. Лишь позорную память, которую когда-то в истории веков прочно укрепил молодой человек по имени Герострат.
Николай Дангадзе,
коллаж Виктории Савенковой
P.S. На днях Губернатору Тверской области Андрею Шевелёву от общественности было отправлено открытое письмо, в котором одной из главных проблем обозначена нежелание вышеуказанного профильного государственного органа предоставлять копии государственных историко-культурных экспертиз.
Для печати
К началу |
||
- Стал достоянием общественности акт проверки Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области. Это настоящий скандал!
- Госэкспертиза по памятникам - дело тайное...