Незаурядное инженерное сооружение, символ Твери. Построен по эскизу С.В. Кербедза, под руководством инженера Л.И. Машека. Открыт 8 сентября 1900 года. В декабре 1941 года взорван немецко-фашистскими оккупантами, полностью восстановлен к 1947 году. В 1982-1985 годах подвергся значительной и довольно варварской реконструкции, позволившей, однако, ему выполнять в настоящее время роль одной из главных транспортных магистралей города.
К сожалению, этот великолепный памятник инженерной мысли находится сейчас в далеко не подобающем ему виде.
Мост строился по так называемой "системе Гербера", при которой фермы моста должны были иметь утяжеления-отвесы в береговых устоях (для чего проектировались специальные шахты). Сейчас та инженерная конструкция - смелая и изящная, осталась только на старых фотографиях. (Взяты из альбома "Тверь. 100 лет спустя. Ч. 2. Тверь, 2012, с. 16). По изданию "Бабушкин альбом". Тверь, 2005, (с. 189) - это открытка издания М. Тачалова 1908 года:
Или еще одна раскрашенная открытка начала XX века (из альбома "Тверь. 100 лет спустя. Ч. 1. Тверь, 2011, с. 7). По изданию "Бабушкин альбом". Тверь, 2005, (с. 186) - это открытка издания М. Кампеля, 1912 г.:
Из альбома "Волга. От истока до Каспия." - Путешествия по России. Фото 1903 г.:
Волжская панорама с мостом, "снятая" Прокудиным-Горским в 1910 г.:
А на этих снимках видны изначальные опоры моста. Не в сравнение с нынешними. На первом фото видна на заднем плане застройка Заволжья, на втором - собор и дворец:
Вообще, мост фотографировали много и охотно. Фотографировали его и в декабре 1941 года, когда в город только-только вошли части Красной Армии (фото с сайта областной библиотеки им. А.М. Горького со странички Краеведческого информационного центра):
Ремонт моста (1947 г.):
Реконструкция по проекту Г.М. Янковского, В.А. Тарнаруцкого (1982—1985 гг.):
Следы сварки при последующих ремонтах на опорах моста видны до сих пор:
Хотя нужно прямо сказать, что большая часть стальных опор и конструкций моста изготовлена при ремонте 1982-1985 гг. заново. От моста сохранился силуэт, со стороны мало отличающийся от того, каким он был в прошлом (современная фотография сделана чуть ниже того места, с которого сделана фотография для открытки издания В.И. Бреева 1899-1904 гг.. ("Бабушкин альбом"... С. 187, "Тверь. 100 лет спустя. Ч. 2. Тверь, 2012, с. 15).
Увы, хорошо видно, что мост при расширении утратил свой "готический силуэт":
Вместе с тем сохранились в значительной части его опоры, облицованные гранитом, хотя облицовка частично и переложена, сохранились точеные карнизы и арки:
Металлические конструкции, хотя и заменялись, в основном следуют оригинальному проекту:
По-прежнему радует кружево клепаных сквозных ферм, хотя, чтобы его увидеть, приходится изрядно абстрагироваться от современной действительности со столбами опор для троллейбусных проводов и светильников:
Решетки ограждений частично подлинные (?), частично хорошо имитируют старину:
Гордостью моста были его старые фонари. Они не сохранились на первоначальных местах, но их перенесли к памятнику А.С. Пушкину на Театральной площади Твери, где они стоят и поныне.
Что очень огорчает в современном облике моста - его тяжелые и малохудожественные современные спуски:
И особенно - пешеходные тоннели под мостом, со стороны Городского сада давно превращенные в отхожее место и разрисованные всеми видами граффити. Да и было в этих тоннелях, честно сказать, немного вкуса:
Мост тяжело задавлен бетоном и асфальтом, испытывает транспортные перегрузки, постоянно подвергается атакам вандалов. Несмотря на это он всё живет, лишь надеясь на лучшие времена...
Павел Иванов. Фото автора, июль 2012 года
Метки: война мост реконструкция |
Для печати
К началу |
|
Координаты: 56.864986,35.899715 |