Один из старейших приходских храмов города, составляющий неотъемлемую часть его облика. Возведен в 1728-1750 гг. первоначально имел два престола - Параскевы Пятницы и Рождества Богородицы (главный). В 1799-1825 гг. по проекту старицкого архитектурного ученика Матвея Чернятина выстроены два придела - Параскевы Пятницы вместо прежнего и преподобного Нила Столобенского. В 1 четверти XIX века построены подпорные стенки и ограда с лавками и башенками. В 1860-х гг. в непосредственной близости с храмом возведена часовня святого Александра Невского, образующая с ним единый ансамбль.

Состояние всех построек, несмотря на реставрацию 1970-х гг. плохое. Все здания заброшены.

Знаменитый вид с моста через Волгу, в котором церкви Параскевы Пятницы отведена почетная роль "держать" первый план:

Сравните нынешний вид с фото С.М. Прокудина-Горского 1910 года (эта и следующая фото Прокудина-Горского взяты отсюда):

А вот вида с запада у нее нет. Узкий проход у подножия вала отделяет подпорную стенку и западные двери. Зато любопытен вид на храм с валов городища (фото 2006 года, еще со старым шпилем - позже он сгорел от молнии и недавно восстановлен). Также сравните с фото 1910 года:

Церковь, хотя ее называют почему-то "характерным памятником в стиле провинциального барокко", никак не может быть характерной уже потому, что она - самая первая постройка старицких мастеров, строившаяся так долго именно потому, что это был их первый опыт подобного белокаменного строительства. Фото 1903 г.:

Обратим внимание на ее детали:

Парадный фасад у нее восточный, но украшен на удивление скупо и просто - киоты, полочки, некое подобие лучковых сандриков. При этом никаких ремейков нарышкинского барокко (которое в уезде есть - в Ладьине и в Бернове) и никаких подражаний узорочью (как в Иоанно-Богословской церкви в Успенском монастыре). Перед нами как раз случай архитектурного эксперимента - причем за образец взяты образцы декора из Петербурга, а не из Москвы. Потом этот "старицкий" декор будет воплощен много раз и будет фирменным знаком местных мастеров, строивших по всему Тверскому краю много и хорошо.

Старый храм, от которого остались восьмерик на четверике и колокольня, почти не виден за двумя огромными приделами. Это тоже очень любопытный пример воплощения архитектурной мысли местного мастера. Матвей Чернятин (который был прихожанином этого храма) создал ему недостающий парадный фасад:

Первое фото - открытка 1909 года издания К. Фишер (по: "Тверская губерния на открытке. Т. 1, Тверь, 2010, с. 341). Второе снято примерно с этой же точки. Чернятин работал в стилистике Н.А. Львова, которого он прямо цитирует, но, тем не менее, создал весьма оригинальные сооружения:

Два придела строились двадцать пять лет. Первым построен Ниловский - южный - придел (в 1809 году), вторым - Пятницкий, на месте прежнего. По окончании строительства приделов храм был расписан целиком. Расписывали его старицкие мастера - в целом ряде храмов по бывшим Старицкому и Тверскому уездам сохранились аналоги этой росписи. Уцелела роспись очень по-разному. В холодном храме - в виде цветовых пятен, графьи и отдельных фрагементов:

Обратим внимание на след иконостаса, не менявшегося с 1 половины XVIII века до своей гибели:

Лучше всего сохранилась живопись 2 четверти XIX века в северном приделе (Рождества Богородицы).

В южном приделе (Нила Столобенского) живопись записана маслом в начале XX века, но запись очень хороша и художественно ценна:

К югу от храма стоит часовня, построенная по типовому проекту, близкому к проектам К.А. Тона. Но поставлена она очень удачно:

Для банальной консервации церковь нужно хотя бы закрыть, потому что сейчас она брошена, подвергается осквернению вандалами, превращена в отхожее место, медленно разрушается...

Павел Иванов. Фото автора, октябрь 2011 года.


Метки: барокко Прокудин-Горский Пятницкая Рождества_Богородицы фрески церковь часовня Для печати
К началу
Координаты: 56.509424,34.929783 google maps

comments powered by Disqus