Станция Вышний Волочек 3-го класса Николаевской (Октябрьской) железной дороги относится к числу наиболее сохранных станционных комплексов, сохранила все основные сооружения железнодорожной инфраструктуры (хотя многие - не первоначальные).
В настоящее время станция отчасти сохраняет свое значение, является важным архитектурным комплексом Вышнего Волочка.
Станция Вышний Волочек представляет из себя множество сооружений, довольно компактно расположенных по большей части к северу от главного хода Октябрьской железной дороги. Воспользуемся схемой с Яндекс-карты.
Где обозначены: 1- пассажирское здание с петербургской стороны, 1а- пассажирское здание с московской стороны, 2- место первоначального пассажирского здания с московской стороны, 3- пожарное депо (первоначальное паровозное здание 3-го класса с петербургской стороны), 3а- дежурная сцепщиков (первоначальное паровозное здание 3-го класса с московской стороны), 4- пакгаузы, 5- водонапорная башня, 6- жилая казарма для высших агентов, 7- жилая двухэтажная казарма, 8- "большая двухэтажная изба" (казарма), 9- жилой дом, 10- каменная жилая будка на переезде, 11- сараи, 12- ценные фрагменты застройки улицы Бассейной. Отдельно, примерно в километре от вокзала, но составляя со станцией единый комплекс существуют сооружения Цнинского моста:
13- Цнинский мост, 14- старое водоподъемное здание, 15- мостовая казарма. Обратимся к рассмотрению этих сооружений.
Вокзал (здесь открытка издания магазина Базлова и Бородина, 1909-1913 гг., по изданию "Тверская губерния на открытках". Т. 3., Тверь, 2011. С. 242). Это единственный из крупных вокзалов Николаевской железной дороги, построенный по индивидуальному проекту. Сооружен на месте первоначальных деревянных и каменных зданий вокзала сер. XIX в. в связи с возросшим значением станции и города Вышнего Волочка в конце XIX в. Первоначальный вокзал, здание со стороны города, к 1886 году было "чрезвычайно тесным, так что в нем нет помещения даже для буфета. От тесноты здание все грязно и имеет дурной вид". Новый вокзал построен на рубеже XIX-XX вв.
Вокзал испытал сравнительно мало перестроек и реконструкций в советское время, в ходе которых он лишь утратил отдельные детали, не меняясь в главных частях. В интерьерах сохранились первоначальные полы из метлахской плитки, частично - светильники и металлические опоры лестниц. С жж ru-railway
Здание, интересное именно своей подлинностью, заслуживает реставрации. Косметические ремонты последних лет нельзя назвать удачными. Так, в 2013 году вокзал лишился подлинной лестницы с чугунными ступенями изящного рисунка.
Вокзальное здание - исключительный пример на главном ходе Николаевской дороги - представляет собой несколько зданий по обе стороны железнодорожных путей. Вид их на 1909-1913 гг. по изданию магазина Базлова и Бородина, 1909-1913 гг., по изданию "Тверская губерния на открытках". Т. 3., Тверь, 2011. С. 243
Современный вид:
Московское пассажирское здание, построенное в одно время с петербургским на рубеже веков, решено в виде замковой башни, соединенной лестницей-переходом с основным, петербургским зданием.
До 2013 года оно имело другую окраску, но также не первоначальную.
Обе части соединены оригинальной металлической лестницей, настоящим художественным произведением. Кровля:
Лестница на металлических опорах:
Детали:
Стоящее за ним невыразительное двухэтажное здание с закругленными мансардными окнами сменило в начале 2000-х годов едва ли не последний сохранявшийся тогда еще деревянный вокзал 3 класса на Николаевской ж.д. Снос его вместе с аналогичным вокзалом в Лыкошине в эти же годы ознаменовал исчезновение целого класса построек на старейшей железной дороге страны - первоначальных деревянных вокзалов 1840-х гг. (не сохранилось, по-видимому, ни одного - те, что уцелели, относятся уже к 1860-м гг.). Место его:
Комплекс зданий системы водоснабжения в Вышнем Волочке довольно сложный и имеет почти образцовую сохранность, если не считать утрату первоначальных водоемных зданий (таковых осталось только одно - в Лыкошине). Утрачены они были еще на рубеже XIX-XX вв., их нет на ранних фотографиях. Какими были такие здания, можно видеть только на фотографиях, например, здесь. До 1890-х гг. в Волочке сохранялись первоначальные водоемные здания в кирпичных станционных постройках 3 класса. Они изначально совмещали пассажирские, водонапорные и паровозные функции (в одной из них мог стоять запасной паровоз). Однако вскоре эти функции были разделены, за ненадобностью башни были разобраны. Но уцелели оба паровозных здания - эта пара уникальна (в Завидове, Лихославле и Лыкошине таких осталось по одному). В них позже расположились пожарное депо (на следующем фото - оно справа, левее - туалет 1950-х (?) гг.)
И дежурная смазчиков:
Декор середины XIX века этих зданий сохранился довольно плохо. Тем не менее, именно они - старейшие в настоящее время постройки станции Вышний Волочек:
Еще одно, современное им сооружение находится на берегу Цны:
Это первоначальное (середины XIX века) водоподъемное здание, где располагалась паровая машина. Среди довольно многочисленных уцелевших зданий такого типа вышневолоцкое выделяется хорошо сохранившимся фасадным декором - рустованными углами, карнизом с мутулами, декорированными рустом серповидными чердачными окнами. В этом же здании до 1890-х гг. проживал и водолив. Лишь с конца 1880-х гг. для этих служащих были выстроены отдельные дома (не сохранились).
Сохранилась рядом постройка более позднего времени - 1910-х гг., предназначенная под жилой дом для обслуги Цнинского моста - одного из крупных мостов на дороге:
Первоначальный Цнинский мост построенный еще в период строительства дороги, не сохранился. Его нынешние три быка и береговые опоры относятся к периоду 1876-1877 гг., когда вместо трех деревянных пролетов появились четыре металлических. Новый центральный бык перекрыл фарватер реки, так что судоходство с тех пор сталкивалось с немалыми трудностями (впрочем, к тому времени Вышневолоцкая водная система и так была уже в упадке). Фото из книги "Очерк эксплуатации Николаевской железной дороги Главным обществом Российских железных дорог. 1868-1893". СПб., 1894.
Нынешний мост - с бетонным полотном, предполагается его реконструкция под высокоскоростное движение.
Основное сооружение системы станционного водоснабжения - типовая водонапорная башня 1890-х гг. т.н. "клинского типа" (о нем подробнее в карточке о станции Тверь), но в Вышнем Волочке это здание уменьшено в полтора раза из-за расположения на горке.
В противовес мнению, что Вышний Волочек чудесно избежал бомбежек в годы Второй Мировой войны, это здание иссечено осколками. Впрочем, другого быть не могло - на станцию было больше ста бомбежек.
И все-таки масштаб разрушений здесь был значительно меньше, чем в тех же Бологое и Спирове. Об этом можно судить по хорошо сохранившимся грузовым платформам - основной цели бомбардировок.
Здесь уцелели два пакгауза, по-видимому, уже конца XIX века, хорошо сохранившиеся и становящиеся редкими хозяйственные сооружения:
Улица, проложенная вдоль трубы водопровода от Цны до новой башни и далее - к первоначальным водонапорным башням называется, как часто в подобных случаях - Бассейная. Хотя ее застройка не относится уже к ведомству министерства путей сообщения, не охраняется и постепенно (довольно быстро) гибнет, стоит отметить интересные дома 2 половины XIX века. Улица нерегулярная, с довольно свободным расположением домов.
Дома на торце с улицей Красной:
Фрагмент застройки на пересечении с Бассейным переулком:
И, особенно, на том же перекрестке, №20 - традиционного типа, едва ли не середины XIX столетия.
Жилых казенных домов (казарм), судя по описи 1894 года, при станции было 7. Пять из них сохранились до настоящего времени. Все они компактно сгруппированы на улице Красной.
Дома относятся к нескольким типам. Наиболее ранние - две "большие двухэтажные избы" времен первоначального строительства дороги. Это уникальные образцы русского деревянного строительства 1840-х гг., несколько перестроенные (когда дома переделывались под квартиры), но в остальном - самые сохранные из аналогичных пар на территории Тверской области и, возможно, вообще, на главном ходе Николаевской ж.д.
Аналогичные по своей отделке, они сохранили резные выносы кровель и первоначальную обшивку.
Детали фасадов (в каждом доме их по два, и оба укращены одинаково пышно):
Фасад бокового ризалита:
Еще два дома (первоначально было три, на месте третьего сейчас стоит трехэтажная кирпичная хрущевка) появились здесь в ходе реконструкции 1890-х гг. Как правило, в таких домах давались квартиры наиболее ценным и высокооплачиваемым станционным служащим - начальнику станции, главному кондуктору и т.д. Двухэтажное здание на улице Красной:
Декор его несколько упрощен в ходе ремонтов. Но зато сохранился комплекс первоначальных (конца XIX в.) сараев - для железной дороги эти сооружения специально проектировались и возводились на века:
И одноэтажное - на улице Железнодорожной, №5 (в настоящее время - детский сад). Оно относится к "казармам нового типа №2" и хорошо сохранило первоначальный внешний вид начала 1890-х гг.
Последний старинный дом находится на углу улиц Красной и Бассейной. Это типовой жилой дом (их было два, но на месте второго - жилой дом, также построенный железной дорогой, но уже в 1930-1950-х гг.). Уцелевший одноэтажный дом выстроен во 2 половине XIX века, скорее всего, в 1860-х гг.
В свое время вокруг вокзала и других сооружений существовало довольно много небольших деревянных и каменных построек: багажных отделений, туалетов, сараев, будок для кипятка. Но ничего из дореволюционных построек этого назначения не сохранилось. Уцелела лишь каменая будка для сторожа на переезде (она находится на историческом месте, где переход через пути осуществлялся уже при Николае I).
Конкретно этот сторожевой дом построен в 1910-х гг.
Постройки станции Вышний Волочек - исключительный пример хорошо сохранившейся станции 3 класса, к тому же находящиеся в городе, богатом памятниками культурного наследия. Их сбережение и поддержание необходимы. (Общее фото вокзала и других построек вокруг него сверху (2012 год) взяты отсюда):
Павел Иванов. Фото автора, август 2012 года, август и ноябрь 2015 года. Фото Георгия Смирнова, 2008 и 2010 гг.
Метки: водонапорная_башня железная_дорога железнодорожный_вокзал историческая_застройка лестница мост Николаевская_ж.д. эклектика |
Для печати
К началу |
|
Координаты: 57.599196,34.562662 |