Одно из самых оригинальных и интересных зданий Твери советского периода. Строилось в конце 1920-х гг. как фабрика-кухня, но в 1930-х гг. проект был изменен. Новое здание было возведено как Двороц Пионеров, причем в разработке его проекта принял участие такой мастер советской авангардной архитектуры, как И.И. Леонидов. Дворец был открыт в 1939 году, в годы войны здание, к счастью, почти не пострадало.

В настоящее время в нем расположены спортивные школы и многочисленные мелкие организации. Крыша, коммуникации нуждаются в замене. Здание требует бережного и качественного ремонта.

Нужно некоторое время привыкать к довольно своеобразной, уже непонятной нам эстетике этого здания. Оно открывается парадным вестибюлем со знаменитой лестницей - самым значительным в настоящее время элементом первоначального интерьера. Здесь нет никакой вычурности, особенно тонко и изящно исполненных деталей, но за счет отсутствия скучных прямых горизонтальных и верикальных поверхностей (все они слегка изогнуты) создается замечательный художественный эффект легкости и свободы (обратите внимание, как слегка вогнуты даже двери парадного входа, "утоплены" потолочные светильники, а потолок решен в виде плафона-капли):

Лестница:

Несмотря на кажущуюся простоту и лаконичность, замысел интерьера сложный - и сложность состоит именно в избегании прямых углов и широких плоскостей. В результате - поразительная текучесть огромных масс (в технологическом плане здесь тоже много новинок - широкое использование бетона и стекла, до того в Твери, прямо скажем, не распространенных). Вестибюль с круглыми окнами и такими характерными для 1930-х гг., но такими уже архаичными надписями и другими мелкими деталями:

Кроме того, здесь "родной" пол:

Настенные светильники (они во всем здании типовые, двух видов):

Сиденья:

И дверные ручки:

Дизайн интерьера до боли напоминает довоенные станции московского метро, сходство усиливается многочисленными витражами. От главного витража на лестнице в вестибюле:

до простых, исполненных витражной краской по стеклу, но до сих пор держащихся витражей на стене, отделяющей коридоры от кабинетов (многие окна забраны решетками, чего, очевидно, не было изначально, но что создает, тем не менее, неожиданный художественный эффект). В витражах - пафос советского пионерского детства сталинской поры:

Есть и не забранные решетками, выглядят так:

Почти все витражи монохромные, исключение - только для Московского Кремля:

Потолок коридора 1-го этажа - эта звездная карта. Созвездия угадать можно, но небо так не выглядит - вероятно, это понимали уже архитекторы, размещая на плоском потолке проекции небесной сферы. Изображены группы звезд из звездного атласа. Да и эти звезды не простые, а советские (хотя и даны в масштабе, сообразно их яркости на небосклоне):

Общий вид коридора 1 этажа:

Черная лестница - хотя и кажется простой, но размещена в тесном пространстве неправильного пятиугольника. В результате получились интересные видовые находки:

Радиатор отопления - уже музейная редкость (1940-е гг.):

Коридор первого этажа завершается помещением, которое было или живым уголком или бассейном для моделей судов. Довольно значительный зал сейчас варварски перестроен. Но это было парадное помещение, украшенное как скульптурой (единственная в здании!), так и тонкого профиля потолочными карнизами в виде стилизованного аканта:

Второй этаж украшен иначе - здесь резче выявлены конструктивные детали потолка. Вдоль всей восточной стены и над вестибюлем сплошное остекление - нам привычно, а для тех лет - техническое достижение:

Третий этаж поздний, первоначально был, вероятно, техническим:

На первых двух этажах сохранился прекрасный буковый паркет, характерный для построек того времени (например, аналогичные сохранились или сохранялись в тверских школах проекта 1939 года - №12, №17, №8, №1 и других). Здесь - прекрасной сохранности:

Здание мало известно среди ценителей тверской архитектуры во многом из-за его неказистого внешнего вида. В советское время такая конструкция воспроизведена в стекле и бетоне бесчисленное количество раз. Но здесь мы видим не только оригинал такого стиля, но и действительно выдающееся художественное произведение, достойное стать городской достопримечательностью. Но Дворец требует внимания и уважения к себе. Даже грубо проведенный косметический ремонт может нанести зданию, являющемуся памятником архитектуры ("Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область. Т. 1. М.,2002, с. 301) непоправимый ущерб.

Впрочем, пока актуальнейшей проблемой является не внутренний ремонт, а банальная текущая крыша...

Павел Иванов. Фото Александра Дылевского, август 2012 года.

 


Метки: Отсутствуют Для печати
К началу

Показать все

comments powered by Disqus