Один из немногих сохранившихся на этой железной дороге практически полностью пристанционных комплексов, включающий многочисленные постройки, в основном появившиеся в период строительства дороги в 1902-1906 гг.
Комплекс построек включает вокзал, две казармы и полуказарму для железнодорожных служащих, два дома на одну и две квартиры, клуб, керосиновый склад, водонапорную башню, сторожку на переезде и две будки для стрелочников, а также вспомогательные постройки - два сарая (багажный и дровяной) и импровизированную электростанцию времен войны, сделанную из вагонов.
Станция Куженкино - это не только комплекс построек железнодорожного назначения, но и многочисленные здания военного городка, построенные еще перед 1 Мировой войной, но используемые военным ведомством по сей день. Поскольку попасть туда можно только по специальным пропускам, мы вынужденно должны опустить рассказ об этих сооружениях. На гугловской карте это - многочисленные корпуса к западу и северо-западу от железной дороги:
Для удобства на этом фрагменте того же места мы обвели красным - вокзал, желтым - его хозяйственные постройки и электростанцию, синим - жилые казармы и сторожку, коричневым - будки стрелочников, а оранжевым - водонапорную башню. Как видно, старые постройки были симметрично расположены, а вся застройка - четко распланированной.
Самой заметной постройкой комплекса является, безусловно, вокзал (именно его координаты даны ниже). Это один из трех сохранившихся на этой дороге вокзалов. Сравните с чертежами (взяты из книги "Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога" (М., 2009). С. 14, 16). Указано название вокзала станции Назимово возле Великих Лук, погибшего в годы войны, но проект типовой.
Сравните с состоянием вокзала в Куженкине в ноябре 2012 года:
Здание вокзала в стиле модерн неплохо сохранило свой внешний архитектурный декор - подлинные переплеты на фронтонах, висячие резные гирьки различной формы и изогнутой формы кронштейны, поддерживающие вынос кровли.
Особым украшением служит башенка с флюгером. Он заменен на новый, но в прежнем виде. Такой есть только на этой станции.
В настоящее время интерьеры залов ожидания полностью советского времени и послевоенные. Сохранили более-менее первоначальный вид лишь помещения, отведенные для дежурного, телеграфа, почты. Сохранились двери с филенками и старыми ручками, дворницкие ящики, утермарковские печи, а также станционное оборудование:
Вокзал окружают деревянные и каменные постройки разных лет, но в огромном большинстве - 1900-х гг. Особое внимание привлекает несколько сараев, где рядом с багажным сараем - весьма монументальным строением с односкатной кровлей, вынос которой декорирован резными консолями асимметричного рисунка
Сохранился и старый дровяной сарай, к которому примыкают два вагона. По мнению авторов книги "Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога", это два вагона - отечественный нормальный вагон довоенного образца и трофейный немецкий крытый, образца 1942 года. В них в годы войны размещалась электростанция, а теперь - сложены дрова:
Перед зданием вокзала сохранилась обычная здесь на всех станциях бетонная коробка (начала XX века), огораживающая песчаную подсыпную платформу:
По другую сторону вокзала сохранилось частично мощение булыжником кольцевой дорожки вокруг площади, за которой находятся деревянное здание клуба (на фото из гугла обведено розовым кружком) 1930-х гг.
и водонапорная башня на два бака с сохранившимся купольным завершением с круглыми люкарнами, украшенная гранитной облицовкой и декоративными поясками.
Рядом с вокзалом сохранилось миниатюрное, но прекрасно выполненное сооружение - керосиновый склад, архитектура которого следует тому же типу, что и водонапорная башня. Маленькое и совершенно утилитарное сооружение получилось подлинно монументальным.
Жилые казармы (казенные дома с квартирами для служащих, по меркам того времени, очень хорошее жилье), сохранились разных типов. Так называемая "линейная казарма". Чертеж из указанной книги, (с. 17) и воплощенный проект:
Казарма ("полная казарма"):
И "полуказарма" (тот же проект, но половина здания):
Возле переезда сохранился (но сейчас заброшен) так называемый "сторожевой дом" (из указанной книги с. 21), а за ним - будка стрелочника:
Вторая будка сохранилась возле линейной казармы в сторону Бологое.
В 1920-х гг. к этим постройкам добавились дома для железнодорожных рабочих, впрочем, уступающие великолепным сооружениям дореволюционного времени:
Тогда сформировался поселок Куженкино, как он существует и в наши дни. Замечательный комплекс построек существует всего в нескольких километрах от трассы Москва-Петербург, но мало известен. Он заслуживает и большей известности и государственной охраны как редкий сохранившийся образец русской железнодорожной архитектуры начала XX века.
Павел Иванов. Фото Павла Иванова и Александра Дылевского, ноябрь 2012 года.
Метки: Бологое-Полоцкая_ж.д. железная_дорога железнодорожный_вокзал модерн |
Для печати
К началу |
|
Координаты: 57.727081,33.975948
![]() |
- Черный Дор станция Бологое-Полоцкой ж.д. Историческая застройка (1 пол. XX)
- Осташков, станция Бологое-Полоцкой ж.д. Часть 1. Станционные сооружения
- Баталино станция Бологое-Полоцкой ж.д. Историческая застройка (1 пол. XX)