Баталино - следующая после станции Куженкино станция Бологое-Полоцкой железной дороги, сохранившая постройки, характерные для периода основания этой железнодорожной ветки. Причем, если в Куженкине сохранились крупные постройки, включенные в довольно большой поселок, сформировавшийся еще в дореволюционное время, то Баталино осталось небольшим поселением, расположенным в нескольких километрах от ближайшего крупного села - Рождества (Холуи). Это поселение получило, по преданию, фамилию строившего станцию инженера.

Станция сохранила вокзал с примыкающими к нему малыми архитектурными формами - цветником, скамьями, и даже туалетом, два сарая, керосиновый склад. На значительном расстоянии от вокзала в сторону Фирова расположен переезд, где имеются линейная казарма и будка стрелочника. Между этими комплексами сохранилась полуказарма и водонапорная башня, при ней - электростанция. Еще одна будка стрелочника сохранилась на противоположной стороне, где когда-то также существовал переезд, давно исчезнувший. Уникальной чертой этой станции служат еще стоящие опоры для проводной телефонной связи (функционирующей), старые колонки и другие элементы железнодорожного быта столетней давности.

В Баталине вокзал полностью идентичен куженкинскому и построен в те же годы. Так же, как и там, это типовое здание вокзала IV класса, недавно отремонтированное. Его внешний облик несколько более испорчен ремонтами, чем в Куженкине, но в целом великолепно характеризует стиль модерн начала XX века.

Рядом с вокзалом уцелели подлинная клумба с вазоном, две скамьи - садик, вероятно, современный постройке этого здания:

В Баталине вокзал и все остальные постройки стоят на дороге, в ряду сильно разреженной сельской застройки:

На первом фото стоящее слева от вокзала здание совершенно исключительно. Это очень мало переделанный туалет начала XX века. Сооружение до сих пор функционально и достаточно гигиенично по сельским меркам. Отделка даже такого "низкого" по сельским меркам сооружения отличается хорошим архитектурным вкусом и изяществом:

А справа от вокзал, если стоять к нему лицом на платформе, сохранились два сарая - пожарный и, видимо, дровяной. Даже такие постройки сделаны по проектам!

Все сооружения объединяет насыпная песчаная платформа, неплохо сохранившая свою бетонную коробку. На станции сохранились ручные стрелки (все в рабочем состоянии):

Рядом с платформой сохранилась типовая керосиновая будка-склад, но, в отличие, от Куженкина, просто кирпичная. Камень использован сравнительно мало:

Полуказарма у дороги стоит в ряду деревенских домов. Ее проект (типовой) (из книги "Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога" (М., 2009). С. 20) и она сама в натуре. Обратите внимание, что к железной дороге она развернута задом:

Напротив этой полуказармы, за линией железной дороги находится водонапорная башня. Здесь мы остановимся подробнее на этом сооружении. В Баталине несколько более упрощенный ее вариант по сравнению с Куженкиным, верх сделан простой формы без окон-люкарн (таковые могли быть утрачены со временем), но в остальном это то же "водоемное здание на два бака". Чертеж минимального такого сооружения (на один бак). (Из книги "Бологое-Полоцкая заповедная железная дорога" (М., 2009). С. 22):

Сама башня (это, кроме прочего, геодезический ориентир):

Трудно описать впечатление от пребывания внутри. Это сродни попаданию внутрь брошенного замка, где проживал древний механик-испытатель. При этом почти все механизмы так или иначе могут использоваться и теперь. Лишь нет самих гидрантов для заправки паровозов (сняты в 1990-х гг.):

Дно первого бака:

Остатки кирпичных полов "в елочку":

Хорошо сохранившиеся подлинные двери и рамы:

Рядом с башней сохранилось маленькое и скромное здание электростанции довольно неопределенного времени (1920-1940-е):

Идущие вдоль путей линии телефонной связи:

И последнее сооружение комплекса - линейная казарма (чертеж этого сооружения см. Куженкино) на переезде. Рядом небольшая будка стрелочника:

Таков общий список сохранившихся в Баталине железнодорожных построек. В силу оторванности от больших населенных пунктов здесь сохранился своеобразный, совершенно заповедный мир старой России, не оставляющий равнодушным нынешних  посетителей станции. Она безусловно заслуживает государственной охраны.

Павел Иванов. Фото Александра Дылевского и Павла Иванова. Ноябрь 2012 года


Метки: Бологое-Полоцкая_ж.д. железная_дорога железнодорожный_вокзал модерн Для печати
К началу
Координаты: 57.596035,33.855374 google maps

comments powered by Disqus