Небольшое село, расположенное к востоку от Бежецка, является ярким образцом местного поселения. В центре села - площадь четырехугольной формы, на которой находится погост с Спасским храмом 1809 года (приделы Казанской иконы Божией Матери и Сергия Радонежского), характерном для окрестностей Бежецка конца XVIII-нач. XIX вв. (Курганы, Лозьево и, особенно, Лощемля). К востоку от храма уцелели руины небольшого здания церковной сторожки (?) (сер. - 2 пол. XIX в.), в которой располагалась церковно-приходская школа. В интерьере храма уцелела живопись двух периодов - 2 четверти XIX века и начала XX века.
В настоящее время наиболее сохранна только сельская застройка. Церковь находится в сравнительно удовлетворительном состоянии, но брошена и медленно разрушается.
Фотографии села взяты с сайта "Православные храмы Тверской земли". Летом село довольно живописно, хотя расположено в равнинной низкой местности без крупных водоемов. К востоку от храма находится большой пруд.
Фото Максима Морошкина, октябрь 2013 года
Сторожка (школа) и часть ограды погоста (фото с этого же сайта). Постройка целиком еще ампирная с небольшими санриками-полочками на окнах:
В комплекс входит также небольшой пожарный сарай (на этом фото с этого же сайта - справа в линии ограды):
Церковь выстроена по распространенному модулю, популярному у местных каменщиков. В результате получился маленький храмик восьмерик на четверике с невысокой двухярусной колокольней и пятигранной апсидой очень провинциальных форм.
Хорошо видно, что трапезная ремонтировалась во 2 половине XIX века и расширялась (но незначительно). В интерьере это заметнее, опора осталась от первоначальной стены, кроме того, здесь живопись была только начала XX века:
Апсида и храм -здесь оригинальны ромбовидные межоконные доски между окнами первого и второго света:
В интерьере сохранились иконостас 1 половины XIX века (без икон, разумеется):
и росписи двух периодов. Сначала церковь расписывалась во 2 четверти XIX века, причем очень высококлассной мастерской (вероятнее, той, что работала в Еськах). За работу есковской мастерской говорит видная сейчас лишь в деталях огромная композиция "Изгнание торгующих из храма" на западной стене - "фирменная" композиция этой бригады. Живопись отличается редкостнейшей прочностью. Она выдержала как сплошную запись без сохранения сюжетов в начале XX века, так и советское разорение. Сохранилась незаписанной только одна композиция в апсиде - "Сошествие Святого Духа", по которой можно судить о качестве всего остального:
Вся остальная живопись была закрыта масляной записью посредственного качества, скорее всего, в 1910-х гг.
Под ней сохранилась живопись 2 четверти XIX века, при осыпании более поздней живописи везде проявляющаяся на стенах храма.
Фрагменты живописи разного времени лучше всего видны на куполе.
И еще два ангела - XIX и XX веков - в сравнении:
Под колокольней живопись не имеет отношения к указанным двум датам росписи и, вероятно, выполнена в ходе какого-то ремонта конца XIX века. Она довольно сухая и напоминает многие бежецкие росписи самого конца XIX века.
На реставрацию очень интересного, главным образом, благодаря раннему слою росписи храма рассчитывать, увы, пока не приходится. Но элементарный минимальный ремонт может сохранить эту чрезвычайно интересную и важную для Бежецкой земли, даже во фрагментах, живопись.
Павел Иванов. Фото автора, май 2010 года, а также фото с сайта "Православные храмы Тверской земли" Олега Спасского, Алексея Волкова, Виктора Бородулина и Максима Морошкина.
Метки: историческая_застройка классицизм Спасская фрески церковь |
Для печати
К началу |
|
Координаты: 57.785501,36.936893 |