До революции - один из самых ценных монастырских ансамблей Верхневолжья. К сожалению, монастырь утратил в XX веке все свои главные сооружения. При этом сохранилось самое старое и самое интересное здание монастыря - Петропавловская церковь с трапезной, датировка которой вполне допустима в пределах рубежа XV-XVI вв. В 2009 году закончено воссоздание главной вертикальной доминанты монастыря - колокольни, сооруженной по проекту И.Ф. Львова в 1830-х гг. Это воссоздание - великолепный пример современного восстановления памятника церковного зодчества в провинции. К сожалению, пока не предполагается воссоздание остального комплекса, в котором большой интерес представляли Троицкий собор (1681-1686), "архиерейские" (1740-е) и настоятельские (сер. XVIII в.) кельи, а также святые ворота (1 половина XVIII в.)

Мы вносим уцелевшие и воссозданные постройки в Белую книгу как редкий и очень желательный для подражания пример хорошей реконструкции исторического комплекса, благодаря которому Селижарово приобретает свой исконный исторический вид.

Селижаров монастырь известен с начала XVI века, но основан, очевидно, на несколько десятилетий раньше. Это не пустынь в лесах, а крупный и изначально задуманный каменным русский феодальный замок, центр влияния Волоцкого княжества (где княжил брат Ивана III Борис Васильевич). В это княжество входил во 2 половине XV века Ржевский уезд. Уже в XVI веке в монастыре были каменные собор, трапезная и, видимо, святые ворота. Сохранилась до наших дней только трапезная.

Долгая многолетняя реставрация вернула зданию хотя бы частично исторический облик. Возвратился суровый декор собственно центрального ядра - одностолпной палаты с карнизом, украшенным терракотовым фризом, аналогичным таковому на московских и волоколамских памятниках конца XV века. Восточная пристройка с главкой появилась в XVIII веке.

Представить место трапезной и Петропавловской церкви в монастырском ансамбле помогут старые фотографии. Их, к сожалению, немного (вероятно, выявлено не все, монастырь довольно активно посещался паломниками и богомольцами, в том числе идущими через него транзитом в Нилову пустынь: словом, он фотографировался до революции). Пока плохой иконографический материал не позволяет представить себе, что такое были другие гражданские постройки монастыря. Лучше всего монастырь запечатлен на профессиональных фотографиях М.П. Дмитриева (взято с сайта "Дореволюционная Россия на фотографиях"):

Ракурс очень эффектный - на стрелку Волги и Селижаровки, но видно немногое. Петропавловская церковь - с ампирным ложным куполом, устроенным над ней во 2 четверти XIX века. Гораздо лучшее представление о монастыре дает серия снимков от парома. На взятом с сайта WWII Aerial Photos and Maps немецком аэрофотоснимке 1941 года (еще до оккупации и уничтожения Селижарова) мы отметили место фотографа красной звездочкой.

От этой точки сделана серия снимков. Два дубля сделаны на ракурс "1" (это вид на монастырь, Петропавловская церковь - крайняя справа):

И еще один ракурс - "2" - на застройку слева от места причала парома. К монастырю отношения не имеет, но это единственный вид на то, что в войну исчезло практически без следа...

Сам монастырь можно представить по двум планам конца XVIII века, из книги Г.Н. Осиповой "Святые места земли Селижаровской" (Тверь, 2008. С. 13-14, на втором - современная нумерация автора):

Примечательно, что колокольня находилась в тот период при Петропавловской церкви, там, где звонница устроена и сейчас. Справа от церкви находился корпус (№3), в котором размещались архиерейские покои и службы (в том числе Духовное правление), когда предполагалось Селижаров монастырь иметь как церковный центр Ржевского уезда. С формированием уездных центров в Осташкове и Ржеве надобность в такой роли Селижарова монастыря отпала. Слева от Петропавловской церкви находился игуменский корпус (№4), при нем кухня и трапезная. Официальной датой сооружения этих зданий считается середина XVIII века. Сейчас о декоре их можно судить только по апсиде Петропавловской церкви, пристроенной и оформленной в 1760-х гг. в едином с ними стиле. Судя по ней, рядом с церковью стояли довольно архаичные для своего времени постройки, в основе они могли быть и XVII века. 

Монастырская стена, от которой сохранился единственный небольшой фрагмент, относится также к середине XVIII века. Она сильно ремонтировалась и перестраивалась впоследствии. По северной стороне монастыря располагались братские кельи (№7). Все эти постройки пережили войну, но были разобраны впоследствии на печки и фундаменты - очень горькая и досадная потеря... На немецкой фотографии с указанного сайта, где представлено Селижарово уже после уничтожения зимой 1942 года (снимок тоже зимний), эти постройки видны - и если игуменский корпус сгорел, то архиерейский с духовным правлением - целый. Лишь братский корпус сильно разрушен во время боев:

Еще одна немецкая фотография того же самого места, но в ясную погоду зимним утром (судя по всему, где-то февраль-март 1943 года):

Остается только добавить, что такого качества современных космических снимков Селижарова в открытом доступе в сети нет. Сооружение, видное на снимке западнее руин игуменского корпуса, не поддается точной идентификации. Бывшая кухня (?). Колокольня и собор были полностью разрушены уже в 1930-х гг. Особенно жаль собор, потому что в его нижних частях он явно сохранял остатки храма времен Бориса Васильевича. Фото с сайта "Православные храмы Тверской земли"

Теперь приблизительно это же место (на втором фото - с того же ракурса):

Новые святые ворота любопытны своими керамическими вставками, но мало чем напоминают прежние (прежние ворота хорошо видны на оси колокольни на увеличенном фрагменте фото М.П. Дмитриева):

Что касается мест, на которых стояли корпуса, то на месте духовного правления ничего нет, на месте игуменского и части братских корпусов послевоенное здание районного суда (1950-е). От старины не осталось даже следов.

Колокольня воссоздана так, как у нас ничего не строилось заново в районных центрах в 1990-2000-х. Это сооружение, к счастью, не нужно было выдумывать. Оно полностью аналогично уцелевшей колокольне Оковецкой церкви во Ржеве. Но в отличие от последней, в Селижарове - шпиль (как и задумано по проекту). При воссоздании не забыты и часы с мелодичными курантами. Колокольня на завершающей стадии строительства (декабрь 2008 года):

И ее нынешнее состояние:

Приход Петропавловской церкви большой и крепкий. Настоятель - протоиерей Сергий Чивиков - иконописец. Им расписаны многие помещения в Петропавловской церкви, где при реставрации воссоздана система сводчатых перекрытий (она практически вся была утрачена при многочисленных ремонтах). Творчество о. Сергия оригинально и заслуживает внимания.

Недавно к исторической табличке Министерства культуры СССР "Памятник архитектуры XV века" добавилась и мемориальная доска в память святителя Гурия Казанского, поставленного в епископы из игуменов Селижарова монастыря.

Воссоздание хотя бы отдельных ключевых построек Селижарова монастыря было бы чрезвычайно интересно и туристически привлекательно - как восстановление уникального для Тверской области комплекса и крупнейшей православной святыни в верховьях Волги.

Павел Иванов. Фото автора и Александра Дылевского. Декабрь 2008 г., апрель 2013 г.


Метки: ампир война воссоздание древнерусская_архитектура монастырь Петропавловская реставрация трапезная Троицкая Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу
Координаты: 56.854299,33.453927 google maps

comments powered by Disqus