Один из значительных памятников церковного зодчества Старицы эпохи барокко, к сожалению, сохранившийся в руинированном состоянии. Каменная двухэтажная Вознесенская церковь (в первом этаже был придел во имя иконы Божией Матери "Знамение") построена в небольшом городском женском монастыре, окончательно прекратившем свое существование в 1770-х гг. Храм построен в дополнение к существовавшему в обители старому каменному собору 1668 года (в 1760-х гг. разобранному) на месте часовни на могиле чтимой старицкой подвижницы Пелагеи (ныне местно канонизирована, считается матерью или сестрой первого патриарха Всея Руси Иова).

Храм в 1950-1960-х гг. начали перестраивать под клуб, но реконструкция была остановлена, а затем полуразрушенное здание забросили. В 2002-2003 году внутри проводились раскопки, а руины были расчищены от мусора. С тех пор состояние здания существенно не менялось.

Храм стоит в бывшем городском саду Старицы, сильно заросшем и запущенном, не всякий сейчас сможет издали признать в этой коробке церковь.

Ее вид до разрушения - единственная открытка 1909 года издания Ф. Ермакова, "Тверская губерния на открытках", Т. 1. С. 330

Здание, как можно судить по документам, было выстроено сразу целиком, с колокольней. Этому тезису не противоречат и известные и сохранившиеся аналоги этого сооружения, в особенности, построенная в эти же годы, но несколько более упрощенная и провинциальная по исполнению церковь Константина и Елены в селе Мелтучи. Но Вознесенская церковь выгодно выделяется на их фоне высоким уровнем кладки и белокаменной резьбы.

Лучше сохранилась восточная часть здания. Граненая алтарная апсида оформлена сложным карнизом и пилястрами с базами и капителями

На апсиде хорошо заметны следы ремонтов 1 половины XIX века, когда, в частности, ремонтировалось печное отопление. Вставки в кладке были сделаны из кирпича

Наружный декор здания разнообразен и изыскан. В традициях барокко окна первого этажа сделаны подчеркнуто лаконичными по декору и значительно ниже по высоте. Их наличники - это традиционные рамочки, и то лишь в восточной части

Зато во втором этаже наличники представляют два типа, исполненные местными резчиками по камню с большим мастерством. К сожалению, полностью разобран восьмерик и о внешнем виде его наличников у нас нет сведений. В основном пространстве храма на втором этаже наличники украшены треугольными сандриками с плечиками и узкими выступами-фартуками в нижней части.

В той части, которую условно можно назвать "трапезной" (по объему она была меньшей, чем собственно кострукция под восьмерик) наличники с прямыми сандриками без фартуков. Но на всем втором этаже объединяющим мотивом на наличниках служат своеобразные нависающие "сережки", как бы наложенные поверх тонко вытесанных желобков на раме наличника

Притвор, уцелевший только фрагментарно, сохранил заложенные арки в первом этаже здания. Никаких следов колокольни или даже второго этажа здесь, увы, не осталось

При переделке здания использовался силикатный кирпич и бетон. Надо отдать должное - строители 1950-х гг. еще прекрасно понимали красоту барочной основы, пытались воспроизвести некоторые детали этой архитектуры в пристройке. В нижних частях использовался белый камень во вторичном использовании - вероятно, из разобранной колокольни или из восьмерика

В результате получились руины, не лишенные своеобразной "античной" эстетики, отчасти напоминающие руины великих базилик Эфеса, Дере-Ази или северной Сирии. Но только наша церковь стоит не среди мусульманской страны, а во вполне православном (вроде бы как) городе, где на противоположном берегу Волги стоит "с иголочки" отреставрированный-отремонтированный Успенский монастырь.

Интерьеры этого здания с остатками сводов и распалубок производят не меньшее впечатление. Несколько общих видов, в сравнении фото 2007 и 2013 годов видно, что изменения касаются, преимущественно, только большей запущенности здания - да и деревца на стенах подросли. Крупных катастрофических изменений пока нет

Вся конструкция держится во многом благодаря тому, что строители XVIII века не поскупились на железные внутристенные связи. Они и держат, в основном, стены, в которых, кстати, не так много трещин, а в фундаменте незаметны проседания

Белокаменная кладка и поныне выглядит красивой, слитной и прочной

Несмотря на исключительно неблагоприятные условия, сохранились своды в одном из помещений первого этажа - "трапезной"

От интерьеров уцелили только небольшие следы штукатурки на стенах второго этажа - по ним можно лишь сказать, что церковь расписывалась около 2 четверти XIX века, той же мастерской, что работала в старицкой Пятницкой церкви

Удручающее внешне состояние храма не исключает возможности его восстановления, более того, консервация вполне возможна и необходима. Но, несмотря на то, что подвижница Пелагея была причислина к лику местночтимых святых, а ее мощи перенесены в Успенский собор Старицкого монастыря, хотя бы немного позаботиться о храме, выстроенном на ее могиле, некому.

Павел Иванов. Фото автора, июнь 2007, июнь 2013 года. Информация о храме и его истории содержится на сайте "Старица - земля православная"


Метки: барокко Вознесенская наличники руина церковь Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу
Координаты: 56.507110,34.937160 google maps

Показать все

comments powered by Disqus