Одна из станций 3 класса Николаевской железной дороги, первоначально именовавшаяся "Осташково", а с 1902 года - "Лихославль". Постройки комплекса включают в себя сооружения разных периодов - от 1840-х гг. до настоящего времени. Наиболее важные из них появились в середине XIX, на рубеже XIX и XX вв. и в середине XX в.

Станция является главной достопримечательностью районного центра Лихославль. К сожалению, они не застрахованы от сносов и довольно бесцеремонных реконструкций.

Весь комплекс можно видеть на этом скрине Яндекс-карты:

Цифрами обозначены главнейшие исторические сооружения. Их очень много - из первоначальных станций 3 класса едва ли какая-то другая может похвастаться столь полным набором железнодорожных сооружений разного времени. По пунктам: 1- вокзал 1950-х гг., 2- остаток вокзального здания 1870-1880-х гг., 3- дежурная смазчиков (остаток водоемного здания 3 класса), 4- водоемное здание 1890-х гг. (водонапорная башня), 4а- водоподъемное здание 1890-х гг., 5- багажное отделение 1950-х (?) гг., 6- товарная контора (линейная поликлиника), 7- жилые казармы одноэтажные 1890-1930-х гг., 8- жилая казарма двухэтажная 1890-х гг., 9- школа железнодорожная, 10- жилая казарма двухэтажная 1840-1850-х гг., 11- жилые будки деревянные, 11а- жилая будка каменная, 12- дом отдыха паровозных бригад, 13- баня станционная, 14- посты управления стрелками 1890-1900-х гг., 15- будки для кипятка 1920-1930-х гг., 16- каменная труба под путями. Исторический его вид станции времени ее основания сохранила только одна фотография 1860-х гг., где запечатлен вид станции (тогда еще Осташково) с парными пассажирскими зданиями, характерными для станции 3 класса (взято отсюда):

К сожалению, эта фотография не дает более подробного вида этих сооружений. Но можно обратиться к фотографиям аналогичных станций, например, Саблино (такие же были и в Крюкове, Завидове, Вышнем Волочке, Лыкошине и в других местах):

От построек, аналогичных запечатленным на вышеприведенной фотографии, сохранилась только часть северного (московского) здания, бывшего паровозным, примыкавшее к северу к водоемному (пассажирскому) зданию середины XIX века. ,

Более сохранился угол по улице Лихославльской, с остатками руста и подоконным карнизом. В начале XX века в нем размещалась дежурная смазчиков.

Вокзал на петербургской стороне первоначально был деревянным и в конце XIX века (около 1880 года) перестраивался и достраивался. Боковые деревянные крылья не восстановлены после войны, они были разрушены при бомбежках станции:

Современный вокзал открыт в 1956 году. Это типовое железнодорожное здание, недавно неплохо отремонтированное и сохранившее внутри и снаружи остатки неоклассического декора, популярного в те годы.

Интерьеры (зал ожидания):

Водонапорная башня, великолепный образец подобных сооружений, к счастью, еще распространенных на Николаевской железной дороге, располагается с северной, московской, стороны. Аналогичные башни находятся на станции Тверь, уменьшенная - на станции Вышний Волочек. Образцом для них послужила не сохранившаяся башня станции Клин, где она была построена около 1891 года. Вскоре после клинской появились и другие башни на указанных станциях. Но башня в Лихославле осталась единственной сейчас, построенной точно по проекту (из книги "Очерк эксплуатации Николаевской железной дороги Главным обществом российских железных дорог" (СПб., 1894, с. 242-243):

То, что стоит сейчас, очень близко к этому проекту. Севернее башни сохранилось также построенное по типовому проекту водоподъемное здание 1890-х гг., сменившее изначальное - расположенное на озере в километре от станции.

Деталь декора:

От первого периода строительства сохранилась казарма для служащих (1850-е) - единственное здание на самом раннем фото станции, которое без труда узнается и в наши дни. Здание практически не претерпело изменений. Таких здесь было два, но второе погибло в годы войны. Довольно много зданий этого типа еще сохраняется на различных станциях (особенно хорошо они уцелели в Вышнем Волочке), но и единственное уцелевшее лихославльское выгодно выделяется богатым и неплохо сохранившимся изначальным декором карнизов, напоминающим северные избы (на их архитектуру эти дома и сориентированы):

В Лихославле сохранилась даже первоначальная отделка фасада широкими вертикальными пилястрами:

и широко вынесенные резные кронштейны:

Собственно карниз - резьба с частично осыпавшимся полусолнцем:

Поразительно, но этот "северный" дом старше большинства своих крестьянских северных аналогов - несмотря на то, что к моменту строительства он уже был эклектичным подражанием полнокровному народному искусству. Но подражание из-за качественных материалов и добротной работы архитекторов и плотников оказалось крепче оригиналов.

Сказались и ремонты начала XX в., когда под все казармы (в том числе эту) были подведены гранитные цоколи, а срубы дополнительно укреплены металлическими стяжками и вертикальными рельсами:

Внутри все такие казармы перепланированы в 1870-1880-х гг., когда большие первоначальные помещения разделены на квартиры. Деревянная лестница занимает почти весь узкий поперечный коридор:

Следующий этап развития станции пришелся на конец XIX - начало XX веков, когда сложилась современная планировка пристанционного района, появилось несколько казарм  - сохранились не все, многие сильно изменили внешний вид. Классический ансамбль станций 3 класса (одно двухэтажное и два фланкирующих его одноэтажных здания "казарм нового типа №2") сохранился на улице Лихославльской (увы, центральное двухэтажное здание сильно перестроено и обшито сайдингом).

Одноэтажный корпус сохранил декор конца XIX века:

Второй однотипный ему корпус 1890-х гг. расположен к югу от водонапорной башни по Лихославльской улице.

По южной стороне станции сохранились несколько домов для рабочих и служащих. Их декор большей частью уже послевоенный, хотя сами дома - дореволюционные.

Но здесь же находится одно из самых красивых зданий, делающих станцию Лихославль по-настоящему уникальной. Здание товарной конторы (линейной поликлиники) (около 1910 года):

У нас есть возможность взглянуть на это здание, каким оно было сто лет назад. Фотоотрытка издания А.С. Суворина, 1912 г. По: "Тверская губерния на открытках". Т. 3. Тверь, 2012. С. 415. Обратите внимание, что водоемных зданий 3-го класса середины XIX века уже нет. Вместо них стоит лишь фрагмент (?) северного.

На здании поликлиники утрачен изящный металлический шпиц, завершавший мезонин, но в остальном здание, прекрасный образец деревянного модерна, сохранилось полностью. По этому же проекту было построено пассажирское здание в Колпине под Петербургом, разрушенное в годы войны. Декор в Лихославле:

На вышеприведенной старой открытке мы не видим, к сожалению, старый вокзал. Его закрывают деревья и небольшое здание багажного отделения. Последнее сохранилось и поныне, но таким оно стало в 2000-х гг., (справедливости ради, к этому варварству ОАО "РЖД" не имеет отношения, это произошло после передачи городу и использования в коммерческих целях).

Рядом с ним сохранились два небольших хозяйственных здания. Одно из них назначалось для того, чтобы пассажиры набирали воду (будка "кипяток") - также после 1911 года постройки:

Аналогичная будка сохранилась с московской стороны:

А второе - типовая кирпичная стрелочная будка рубежа XIX-XX вв.

Самое эффектное и заметное сооружение пристанционного комплекса - железнодорожное училище, открытое в 1907 году. Его вид (фотоотрытка издания А.С. Суворина, 1912 г. По: "Тверская губерния на открытках". Т. 3. Тверь, 2012. С. 418):

И в наши дни (2013 год):

Перечисленными постройками комплекс станции Лихославль не исчерпывается. Целый комплекс построек находится в торжокской горловине станции, все они появились уже в конце XIX века и позже. Самое заметное сооружение - дом отдыха паровозных бригад ("красная казарма"), начала XX в. на улице Советской.

И рядом с ним - деревянный сторожевой дом (будка):

Этот последний - остаток пары будок, устроенных на старом переезде с петербургской стороны (он был очень неудобен и сложен, посколько переход осуществлялся через множество путей). Рядом с переездом за старой границей станции в 1840-х гг. была устроена каменная труба для протекавшего под путями ручья. Почти везде такие трубы были заменены в 1870-1880-х гг. на железные мосты, а в советское время - на бетонные. Но в Лихославле сохранилась труба первоначального периода строительства дороги, лишь ремонтированная в последующее время (судя по всему - в 1890-1900-х гг.).

Здание, которое в 1911 году обозначено как "станционная баня":

С торжокской и петербургской горловин сохранились другие здания технического назначения. В частности, это "сигнальная башня №2" (пост управления стрелками) - между путями в сторону Торжка.

"Сигнальная башня №3" - сильно перестроенная и обшитая, построенная в начале XX в. по другому проекту (аналогичное сохранилось в Твери) в Петербургской горловине. Рядом с ней на путях сохранилась гидроколонка.

При реконструкциях именно эти здания наиболее беззащитны и часто погибают даже не сфотографирафированными и не изученными. Московская горловина представлена также уникальным ансамблем - по-видимому, одним из последних, если не последним на главном ходе Николаевской ж.д. Здесь уцелели две будки старого переезда (он формально закрыт, но населением все равно используется) - обе будки середины XIX века, перестроены позже.

И рядом с ними сохранилась в конце улицы Советской еще одна старинная, но перестроенная казарма.

В целом станция сейчас имеет более-менее благополучное состояние, по сравнению с многими другими. Но это равновесие хрупко...

Павел Иванов. Фото автора, июнь 2013 года, август 2014, июнь 2015 года


Метки: водонапорная_башня железная_дорога железнодорожный_вокзал историческая_застройка модерн Николаевская_ж.д. советская_архитектура эклектика Для печати
К началу
Координаты: 57.128251,35.461671 google maps