Один из интереснейших ансамблей центра Торопца, несмотря на послевоенные планировочные изменения сохранивший уютную камерную застройку, характерную для города XVIII-XIX вв. Жемчужиной торопецкого архитектурного наследия является Спасо-Преображенская церковь, стоящая в центре площади и в настоящее время восстанавливаемая.
Помимо художественной, площадь имеет и мемориальную ценность. На ней расположен дом, в котором прошли детские годы будущего святейшего патриарха Тихона (Василия Ивановича Беллавина), а в Спасо-Преображенской церкви его отец Иоанн Тимофеевич Беллавин был настоятелем более 25 лет.
По современной планировке большинство туристов и горожан знают это место как улицу Никитина - проулок между Базарной площадью и меридиональной осью - улицей Соловьева (Казанской). Но уже на первом плане Торопца 1778 года (фото из Торопецкого краеведческого музея) видно, что для церкви запроектирована площадка, закрытая с востока. (Выделение на плане класным - наше).
Иконография по провинциальным меркам богата и дает возможность представить облик как храма, так и северо-восточной части площади. Фото взяты отсюда. Фото 1940-х гг.
С этого же ресурса дореволюционное фото Спасской площади. Крайний в глубине дом принадлежал Ивану Тимофеевичу Беллавину. Рядом соверменный ракурс.
В открыточных видах интересна северная часть Базарной площади, от которой храм отделен рядом домовладений, исчезнувших в 1940-х гг.
Современный ракурс:
Преображенская церковь - уникальный памятник, после утраты "ударного" ансамбля Базарной площади, состоявшего из Воскресенской, Архангельской и Успенской церквей, выполняющий главную роль в панораме этой части города. Она хорошо воспринимается с площади.
Храм представляет из себя асимметричную группу объемов. После 2006 года идут работы по реставрации, лишь в 2012 году забор наконец-то убран.
В настоящее время это один из храмов, на примере которого удобнее всего изучать "торопецкое барокко" - причудливый творческий синтез в местном строительстве XVIII века московских, псковских и белорусских черт. Главный придел - московское в основе своей сооружение с глухим сомкнутым сводом, небольшой трапезной и колокольней (последняя имеет характерно местный вид, восходящий к колокольням Пскова XVII века).
Пышное узорочье, килевидные кокошники, пояс декоративных ширинок с изразцами - все это восходит к московским образцам, но трактованным немного иначе, уплощенно, слегка асимметрично. Живописная асимметрия в основном объеме достигнута отсутствием выраженной центральной оси и "переломанными" декоративными кокошниками на углах. Интерьер четверика, к сожалению, не сохранил никаких элементов первоначального декора.
Зато много узорочья в декоративном поясе с подлинными изразцами начала XVIII века (с двуглавыми орлами):
или в нижнем ярусе колокольни, оформленном богатыми нарышкинскими наличниками с глубоко прорезанными очельями. Декор был еще богаче - часть резьбы утрачена (видимо, в советское время):
Западный портал оказался помещен в сравнительно поздний (2 половины XVIII века) притвор, частично закрыт более поздней кладкой:
Храм два раза горел и восстанавливался в XVIII веке. При этом приделы строились заново. Более ранним выглядит южный придел (3 четверть XVIII в.) В интерьер он перекрыт бесстолпным коробовым сводом.
с чрезвычайно любимыми в Торопце в это время "ушастыми" наличниками, с "серьгами" полукруглыми фартуками и стенными киотами.
Позже, уже в конце XVIII века, но в той же плоскостной пластичной манере выполнены наличники небольшого западного притвора к югу от колокольни.
Аспида придела выглядит несколько необычно - следствие ремонта самого конца XVIII или начала XIX века, когда окна были растесаны, а наличники приобрели существующий вид:
Северный придел сооружен, вероятно, уже на рубеже XIX века. Его облик характерен для архитектуры самых поздних торопецких храмов 1790-х гг. (Всехсвятского и Мироносицкого). Лотковый свод в интерьере обычен для архитектуры этого времени, не только в Торопце. На алтарном своде уцелел маленький лепной картуш - единственный след росписей и декорирования храма в конце XVIII - начале XIX вв.
Площадь вокруг Спасо-Преображенской церкви сохранилась очень неравномерно. Лучше всего до наших дней дошел ее северный фас, где уцелела плотная застройка 2 половины XIX века
а один дом - №5 - относится к еще более раннему времени (1 трети XIX столетия):
Но даже не он, а его соседи (№7-11) действительно определяют облик этой улицы. №7 замечателен благодаря использованным в кладке первого этажа крупным камням в ряду кирпичной кладки. К большому сожалению, в часть окон 2 этажа вставлены мало гармонирующие с его обликом пластиковые рамы.
№9 замечателен тонкой пропильной резьбой с "текстильным" узором, характерным для части западного региона Тверской области. Это один из самых нарядных домов Торопца рубежа XIX-XX вв.
Дом Беллавиных, хороший главный дом городской усадьбы середины-3 четверти XIX века, относится к широко распространенному в смоленских и псковских землях типу дома, развернутого по улице, с вальмовой кровлей и карнизом с мелкими деревянными мутулами. Обшивка дома большей частью поздняя.
Еще один старый дом по нечетной стороне, №1 - конца XIX в., к сожалению, заброшен. №3 сменил в советское время крупный усадебный дом, но, к счастью, не испортил ансамбля.
Четная сторона представлена всего несколькими домами - №7/2а по ул. Соловьева - интересная городская усадьба конца XVIII века
№4 - классический торопецко-смоленский дом, и очень старый, судя по наличникам с широкими лобными досками. Такие в Торопце возводились и в XVIII веке. Но этот построен, конечно, веком позже, однако следуя традиции. К сожалению, сайдинга он не избежал.
Западного фаса площади сейчас нет. В XX веке площадка перед церковью (она не была пустой и по плану 1778 года) была довольно плотно застроена, а на соседнюю улицу (Соловьева) выходили лишь проезды. Теперь площадь постепенно пустеет. Но один дом (брошенный) стоит и сейчас.
В целом состояние этого уголка Торопца можно оценить как удовлетворительное. Хотя здания содержатся часто далеко не в том виде, в каком было бы желательно для заповедного исторического города, непоправимых разрушений здесь пока нет. Хотелось бы, чтобы их не было и впредь.
Павел Иванов. Фото автора февраль 2007 и 2008 гг., октябрь 2012 и 2013 гг.
Метки: барокко историческая_застройка наличники Преображенская церковь |
Для печати
К началу |
|
Координаты: 56.494272,31.639850
![]() |