Станция Савелово - один из наиболее значительных сохранившихся в Тверской области вокзальных комплексов. Несмотря на значительные утраты, станция сохранила ряд интересных построек начала XX века.
В настоящее время вокзал и другие здания не стоят на охране, снесена водонапорная башня, сохранившиеся постройки перестраиваются.
Линия Москва-Савелово была открыта в самом конце 1900 года, еще до постройки вокзальных зданий. Последние появились вскоре после этого (в 1902 году открылся Бутырский (позже Савеловский) вокзал в Москве. В финансировании дороги участвовал Савва Мамонтов. Руководил строительством и, вероятно, составлял проекты вокзальных зданий инженер А.С. Сумаровов. К 1902 году появились и станционные постройки конечной станции Савелово. Для знакомства с ними удобно сравнить немецкие фотоснимки с воздуха, 1942 года:
И современные снимки из космоса, удобнее воспользоваться Гугл-картой, как более ранней (2011):
Цифрами обозначены: 1-вокзал, 2-водонапорная башня, 3-склад, 4-линейная казарма, 5-полуказарма, 6-кирпичная привокзальная постройка (в настоящее время в уцелевшей части туалет, возможно первоначальный), 7-телеграфный пост, 8-дом жилой, 1920-1930-е гг. Для сравнения можно добавить более поздний, 2012 года, снимок Яндекс-карты, где вместо башни уже клумба:
Исторических фото очень немного. Фото с сайта "Независимый Форум города Дубна". Вокзал и водонапорная башня в 1900-х гг.
Как известно, линия изначально не задумывалась оконченной в Савелове. Но предполагавшийся мост через Волгу в Кимры так и не был построен, а линия на Калязин-Углич была открыта лишь в 1920 году. С ее постройкой в Савелове были разобраны сооружения депо. В существующем виде вокзал и другие постройки сформировались в 1950-1960-х гг. В этот период вокзальное здание лишилось большей части своего декора в стиле модерн, а в открытой части - зашито. Здание неоднократно перекрашивалось. До 2011 года оно было голубовато-зеленого цвета, а исторически, вероятно, охристо-коричневого (как водонапорная башня и линейные казармы).
Доминантой комлекса была водонапорная башня. Она стояла в центре площади при станции Савелово, объединяя вокруг себя многочисленные невысокие привокзальные сооружения. Ее неоднократно фотографировали. Несколько фотографий (с сайта foto-planeta):
С сайта "Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта" (на переднем плане линейная казарма):
И упомянутого "Независимого форума города Дубны":
В 2011 году башня, находившаяся в аварийном состоянии, была разобрана. Савелово лишилось одного из интереснейших своих сооружений, а вместо него появился круглый газон (с Яндекс-панорамы):
В настоящее время сохранились еще несколько пристанционных сооружений. Сразу обращает на себя внимание ряд жилых казарм железнодорожных рабочих. Их сохранилось четыре: две полные и две полуказармы. Казармы (ул. Туполева, №№3 и 4)
Достаточно характерные для своего времени, эти здания несут на себе отпечаток "большого железнодорожного стиля", нашедшего свое выражение в десятках и сотнях аналогичных казарм по всей России. При этом они не перестают каждая являться прекрасным воплощением деревянного модерна начала XX века:
Полуказармам повезло гораздо меньше. Ул. Туполева, №2 горела в начале 2010-х и теперь погибает.
Вторая полуказарма (ул. Туполева, №5), давно перестроенная под магазин, до 2013 года сохраняла хотя бы черты старого здания:
Но в конце 2013 года "обшита" даже не сайдингом, а профнастилом, из которого сегодня делают заборы и кровли. Удивительное по своей и технологической и эстетической глупости зрелище...
Еще одно жилое здание стоит к западу от вокзала. Это двухэтажный жилой дом (ул. Туполева, №8), построенный, судя по его архитектуре, в 1920-1930-х гг.
К северу от здания вокзала сохранилось два служебных сооружения - телеграфный пост с двумя погребами (нынешний вид здание приобрело в 1950-х гг., но, безусловно, современно постройке дороги в 1900-х):
северный погреб:
И кирпичное здание, в котором размещаются туалеты.
От многочисленных складских сооружений на станции уцелели только две стены склада. Склад, как видно по немецкому снимку, был не единственный, но и этот может в ближайшее время исчезнуть.
В целом, комплекс, до недавнего времени имевший хорошую сохранность, быстро ее теряет. Этому способствует и наплевательское отношение железной дороги к своему наследию, и жителей - к своим домам, и хозяев - к виду своих магазинов. В результате очень симпатичный старинный вокзал, к сожалению, не смотрится так, как вполне мог бы.
Павел Иванов. Фото, кроме указанных случаев, автора, январь 2014 года.
Метки: водонапорная_башня железная_дорога железнодорожный_вокзал модерн |
Для печати
К началу |
|
Координаты: 56.855878,37.376512
![]() |
- Сонково, станция Октябрьской ж.д. Историческая застройка (1869-1871, нач. и сер. XX)
- Красный Холм, станция Октябрьской ж.д. Историческая застройка (1899, сер. XX)
- Кашин, станция Октябрьской ж. д. Историческая застройка (1898)
- Торжок-Кувшиново. Железная дорога (1907-1912)
- Куженкино станция Бологое-Полоцкой ж.д. Историческая застройка (1 пол. XX)
- Баталино станция Бологое-Полоцкой ж.д. Историческая застройка (1 пол. XX)