Интереснейший памятник модерна (деревянного и каменного), своеобразный пример "кимрского модерна" и один из неофициальных символов Кимр. Два здания, принадлежавших семье Лужиных, построены примерно в одно время.

Оба здания использовались в советское время как торговые помещения. В настоящее время каменный дом сдается городскими властями в аренду, судьба деревянного не решена. Состояние этого последнего, неофициально называемого "теремок", плохое.

Два дома Лужиных - редкий образец настоящего стиля модерн, проявляющегося во всем облике этих зданий. Обычно городские дома в провинции имеют лишь отдельные элементы этого стиля, в остальном оставаясь вполне традиционными. Здесь не так. Модерн проявляется и в пропорциях, и во внешней отделке, и в интерьерах (к сожалению, недоступных сейчас для обозрения). Дом был настолько нетипичен уже во время постройки, что попал даже в издание открыток 1912-1914 гг. ("Тверская губерния на открытках". Т. 2., Тверь, 2012. С. 283)

До конца 2000-х гг. общий вид комплекса был несколько другим. Модерн, вообще, стиль очень внимательный к цвету, предполагал многоцветную, во всяком случае, более интересную раскраску фасадов. Фото взято с этого форума.

Современное состояние:

"Теремок" - это два крупных деревянных объема, соединенных сенями, над которыми со стороны фасада поднимается башенка, уже изначально имевшая скорее декоративное значение:

Башенку украшает стилизованная "паутинка" или солярный символ.

На вершине - уже советская пятиконечная звезда:

А с дворового фасада сени завершаются кладовкой и ретирадой:

Левый (южный) объем, из двух помещений с небольшой башенкой над ними

Подковообразный оконный проем сохранил (к сожалению, с утратами), накладную пропильную резьбу наличника в стилистике переплетающихся геометрических и растительных узоров, очень характерных для этого стиля. А также кровлю на любимых в Кимрах кронштейнах с завитыми консолями

Примечательна, непрактична, но очень оригинальна и стильна рубка торцов бревен:

Северное (правое) помещение под высокой кровлей щипцом (когда-то завершавшейся настоящим шпилем) еще недавно имело круглое окно. Ныне оно заколочено, отчего фасад стал мало эстетичным.

Этот фасад - настоящая "поэма" резных кронштейнов, свободно и легко держащих кровлю, хотя, кажется, их тут несколько избыточное количество. Кронштейны плавно переходят в наличник круглого окна, украшенного столь любимым в модерне стилизованным растительным декором.

Лучше сохранился северный, обращенный сейчас в сторону бывшего фабричного двора фасад.

Здесь сохранилось только одно окно, но зато сравнительно более полно, чем все остальные.

Пропильная резьба "теремка" уникальна. На отдельных сохранившихся полностью деталях видно, что изначально она выглядела на белом фоне широкого наличника как рисунок тушью на бумаге - нигде более не примененный и редкий даже в Кимрах художественный прием.

Здание, как принято в модерне, проектировалось целиком от фасада до последней детали фурнитуры. К сожалению, именно деталей сохранилось не так много. Прекрасен вход в дом, с нарядным крыльцом (несколько испорченным плиткой), резными колонками и дверями со сложной геометрической формы филенками:

Ограда с кирпичными столбиками и решетками с витыми пиками и калиткой:

Вероятно, в основе "родные" и водосточные трубы. Для здания с такими сложными формами почти все металлические части, включая кровлю, делались изначально индивидуальными и заказными:

...что его и погубило. Ремонтировать "теремок" можно было только капитально, то есть заменяя если кровлю - то всю, если фундамент - то полностью. Чего в советское время не случалось. Кроме того, "теремок" нельзя было "запускать", оставляя бесхозным на длительный срок в связи с тем, что срубленный таким образом деревянный дом вообще капризен в эксплуатации. Запустение последних лет привело к тому, что "теремок" срочно нуждается в дорогостоящей грамотной реставрации.

Второй дом Лужиных (кирпичный) имеет далеко не так много интересных черт, выделяясь лишь характерно "модерновыми" вытянутыми пропорциями (в модерне часто дом вписывается в маленький участок, который кажется ему "тесным". Фасад его - стилизованный цветок, распускающий лепестки. При покраске этот эффект потерялся.

Таким же лепестком, но открытым в сторону улицы, является и балкон, украшенный ажурными, очень легкими решетками-струнками, тонкими, будто прожилки на цветке

Причины появления в Кимрах зданий, подобных этим, до сих пор не изучены. Очевидно, для них использовались образцовые альбомы, опыт дачного строительства возле столиц в 1900-х гг. Но причины, по которым именно в Кимрах появились десятки частных построек по новейшей тогда архитектурной моде, еще ждут своего исследователя. Пока же эти здания большей частью находятся в аварийном состоянии, ничем не защищены ни от случайного пожара, ни от иного несчастного случая.

Павел Иванов, фото автора и Александра Дылевского, ноябрь 2013 года.


Метки: историческая_застройка модерн Для печати
К началу
Координаты: 56.874879,37.356894 google maps

Показать все

comments powered by Disqus