Станция Кашин - одна из небольших станций, появившихся при расширенении в конце XIX века Рыбинско-Бологое-Виндавской железной дороги. Ее историческая застройка сохранилась полностью за исключением здания вокзала, разрушенного и замененного новым зданием в 1969-1973 гг.

В настоящее время большая часть исторических построек находятся в небрежении. Водонапорная башня брошена.

Весь комплекс построек можно показать на скрине с Яндекс-карты:

Где обозначены: в - вокзал (на редкость безликое здание, которое практически лишило всякого значения окружающие его дома первого периода существования станции), 2 - дома для рабочих (2а и 2б - советского времени, 1930-х гг.), 3 - водонапорная башня, 4 - водоподъемное здание (?), 5 - багажный сарай. Особо следует отметить, что станция имеет большую грузовую платформу. Как грузовая она используется и по сей день.

Надо сказать, что пути на станции, кроме главного хода, представляют собой целый "букет" стрелок и запасных путей разного времени. Среди прочего встречаются рельсы Р-50 выпуска 1943 и 1938 гг.:

Уцелела еще полузаброшенная будка стрелочника.

Сама станция сильно утратила исторический вид. Зато он сохранился на множестве старинных фотографий - вообще, характерная для Кашина ситуация. Открытие ее фотографировал В.А. Колотильщиков:

И вот он, первый поезд...

Вокзал в 1960-х гг., незадолго до сноса.

Видно, что это тот же вокзал 4 класса, какой сохранился в Красном Холме. Его превосходное убранство в стиле романтизирующей эклектики не испортила даже потеря шпиля. Сноса вокзал не требовал ни в каком отношении, кроме "статуса" - на родине М.И. Калинина все должно было быть "современно"

в том числе полагалась такая роскошь как высокая платформа. Она и сейчас остается - единственная на всей ветке. Фото с форума "Фотоэнциклопедия железнодорожного транспорта"

Из оставшихся старых зданий наиболее интересна жилая казарма для рабочих.

Перед ней растет дуб, возраст которого приближается к ста годам:

Раскрашено здание аляповато, но в остальном вполне сохранно, чего нельзя сказать о домах для рабочих (Станция Кашин ул., №№1, 2). Они, изначально одинаковые и современные казарме и вокзалу, перестроены на разный манер:

Декор лучше всего виден на втором доме для рабочих:

Советские постройки появились на станции в связи с постройкой в 1930-40-х гг. завода к югу от старого вокзального комплекса.

Здесь расположен расселенный и брошенный квартирный дом

и небольшой жилой дом, совмещающий в своем облике "железнодорожную" архитектуру и декор, обычный для жилых домов Кашина 1 половины XX в. - полусолнце и "косичку":

Самое сохранное и интересное сооружение станции - водонапорная башня на один бак. Это самое высокое сооружение комплекса, его доминанта. Архитектура характерна для водонапорных башен на Рыбинско-Виндавской дороге.

Украшением здания служит далеко вынесенный карниз, поддерживающий резной деревянный балкон, который напоминает сторожевой пост на башне европейского замка.

Уцелела лестница на площадку под баком,

остатки срезанных труб и механизмов:

Из построек при башне сохранилось, по-видимому, водоподъемное здание или сторожка, хотя вода, по сведениям краеведов, доставлялась к вокзалу по трубам из-за города, в самом Кашине она не подходящего качества для паровозов. При здании сохранился старинный сарай.

В двух километрах от станции сохранился еще один железнодорожный объект первого периода существования станции - железнодорожный мост-труба. Построенная из кирпича и обложенная блоками камня мостовая труба (в такой же технике оформлены проходы Старого Волжского моста в Твери, неудачно ремонтирована с совесткое время, но сохраняет следы былого изящества.

от вокзала и его построек у низкой платформы сохранился только "багажник" - багажный сарай, сейчас не используемый.

В целом, станционный комплекс, к сожалению, не является городской достопримечательностью, какой он вполне мог бы быть. Увы, его исторические постройки не берегут, как и на большинстве старых станций в России.

Павел Иванов. Фото автора, март 2014 года и из коллекции Веры Никоновой.


Метки: железная_дорога железнодорожный_вокзал модерн Для печати
К началу
Координаты: 57.352910,37.589824 google maps

comments powered by Disqus