Одна из крупных станций на бывшей Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороге, открытая в 1870-1871 гг. Первоначально включала полный набор пристанционных построек (вокзал, депо, жилые постройки). В результате военных разрушений и послевоенных реконструкций постройки сохранились в разной степени переделанности. На станции установлен в 1995 году памятник паровоз серии "Эр".
Станция до сих пор имеет большое значение в структуре железной дороги, на ней занята большая часть работоспособного населения поселка Сонково. К сожалению, исторический облик ее не сохраняется.
Станция Савелино, как изначально называлось Сонково, появилась вместе с дорогой в 1869-1871 гг. (движение открыто в 1870-м). Станция изначально задумавалась крупным железнодорожным узлом с ремонтной базой. Сохранившиеся исторические постройки группируются на сравнительно небольшой территории, довольно компактно. Основная масса домов железнодорожников относятся уже к послевоенному времени и остаются за рамками этого обзора. В целом, станция имеет такой вид. (Скрин со спутниковой Яндекс-карты). 1- вокзал, 2- водонапорная башня, 4- багажный сарай, 5- памятник-паровоз, 6- жилые казармы, 7- паровозный сарай (?).
Из всех построек первоначального периода лучше всего сохранилась водонапорная башня. Она стоит возле платформы, относится к типу, представленному, например, на станциях Красный Холм (обрушилась) и Кашин. Это один проект, но сонковская построена на тридцать лет раньше. Различий в их внешнем облике нет, поскольку все это станции одной железной дороги.
Чуть в стороне сохранилось еще одно историческое здание, вероятнее всего, водоподъемное (информация будет исправлена - см. комментарии).
Чудовищные реконструкции, которым подверглось здание железнодорожного вокзала, затрудняют его точную датировку и восприятие. Не сохранилось ни одного подобного здания вокзала этого класса первого периода существования тогда еще Рыбинско-Бологовской железной дороги. Сонковский вокзал - единственный оставшийся. Внешне этот вокзал был близок вокзалам в Кашине и Красном Холме (оба - 1898-1899 гг.), но именно вокзал в Сонкове - их прототип и изначальный имевший немного другой проект. Вокзал сильно пострадал при бомбежках в годы войны 1941-1945 гг. и был перестроен. До 2012 года он имел следующий вид. Начало 2000-х. (фото с сайта "Савеловская глухомань")
(фото 2005 год, Сергей Болашенко отсюда):
Фото Роман Иванюшкин, Павел Каленов и Константин Кузнецов ("Савеловская глухомань") - ок. 2007 г.
В 2007 году вокзал перекрасили в охристые тона (фото 2010 года, Александр Каменский, отсюда):
И, наконец, обшили сайдингом в 2012 году.
Даже самые ранние фотографии не позволяют, к сожалению, реконструировать первоначальный внешний вид. Из деревянных конструкций снаружи остались лишь четыре шпиля с квадратными башенками, но они, видимо, уже послевоенные - 1940-1950-х гг.
От первоначального вокзала сохранился только зал ожидания с деревянными колоннами, поддерживающими несущие потолочные балки.
Это - единственная подлинная деталь, резко выделяющая сонковский вокзал на фоне его поздних аналогов. К сожалению, потолки подшиты и судить о том, что за ними скрывается, невозможно. Напольная плитка, вероятно, появилась уже в ходе ремонтов XX в.
Состояние после ремонта 2016 года. Полностью проведена реконструкция платформы.
В интерьере также все изменилось. Исчезли скамьи, сменен пол, зашиты колонны.
2 августа 2016 года возле здания вокзала открыт бюст министру путей сообщения, уроженцу Сонковской земли князю Михаилу Ивановичу Хилкову (скульптор - Салават Щербаков):
Все постройки вдоль платформы - поздние. Багажный сарай следует отнести к середине XX века. Снесен в 2015-2016 годах.
Это же касается и постовых будок, хотя в основе их могли быть и старые постройки. Все они снесены в 2015-2016 годах.
В конце платформы установлен в 1995 году памятник-паровоз "Эр 766-44". До недавнего времени вид у него был не очень презентабельный (фото Сергея Болашенко, 2006, Александра Каменского - начало 2010-го).
В 2010 году паровоз обновили силами Бологовского узла. Памятник стал внешне нарядным.
Но при этом появились "интересные" детали. Во-первых, паровоз перестал быть "Эр", став "просто" "Э".
Разница не такая уж безобидная, особенно учитывая наличие на паровозе мемориальной доски:
Крупная царапина на котле подведена красной краской, означая, вероятно, военные повреждения. Что, вообще-то сомнительно. Серия "Э" - еще дореволюционная. Но именно с такими номерами и такого внешнего вида (с высоким тендером и общим широким кожухом на котле) серия паровозов "Эр" выпускалась по "проекту 1943 года" в странах социалистического лагеря. Данная машина, вероятнее всего, выпущена во второй половине 1940-х гг. Это, конечно, никак не отменяет высокой трудовой и воинской доблести работников Сонковского железнодорожного узла. Просто к 1995 году все настоящие боевые машины были уже списаны в металлолом...
От построек станции в настоящее время уцелел, вероятно, только паровозный сарай. Фото 2007 года отсюда, сарай виден впереди и за ретро-паровозом. Депо, к сожалению, уже советского времени. Осмотреть эти сооружения затруднительно.
Ряд жилых построек появился в 1870-х гг. Они вытянуты в кварталах между улицами Вокзальной и проспектом Ленина. Далеко не все сохранились в первоначальном виде.
Лучшая по сохранности - казарма №10 по ул. Вокзальная, хорошо сохранившая как парадный фасад, обращенный в сторону пути:
так и более скромный фасад, обращенный к поселку. Облик ее, с характерными деревянными плетенками, перемежающимися резными кронштейнами, держащими вынос кровли, очень характерен для жилых построек на всей Московско-Виндаво-Рыбинской дороге.
Сохранились у разных казарм несколько старинных сараев - монументальных и также выстроенных по проекту.
Станция Сонково - центр и главный градостроительный акцент поселка Сонково. Она не стоит на охране, и ее уникальный вокзал, очень важный для истории российских железных дорог даже в нынешнем обезображенном состоянии, имеет большую ценность.
Павел Иванов. Фото автора, июнь 2014 года.
Метки: водонапорная_башня железная_дорога железнодорожный_вокзал историческая_застройка модерн эклектика |
Для печати
К началу |
|
Координаты: 57.780619,37.161678
![]() |
- Красный Холм, станция Октябрьской ж.д. Историческая застройка (1899, сер. XX)
- Савелово станция Октябрьской ж. д. Историческая застройка (нач. XX)
- Кашин, станция Октябрьской ж. д. Историческая застройка (1898)