Характерный памятник торопецкой школы зодчества XVIII века, сохраняющий, несмотря на свое нынешнее состояние, ряд интересных архитектурных деталей. Небольшая каменная церковь построена на средства помещиков Лопухиных в 1760-х гг.
Церковь закрыта перед войной 1941 года, в настоящее время представляет собой руины.
Дмитриевская церковь - очень близкий аналог наиболее значительного памятника торопецкой школы середины-3 четверти XVIII века - Знаменской церкви в одноименном сельце. Построенная и освященная в честь только что канонизированного святого, она представляет собой упрощенную и несколько уменьшенную вариацию на тему того же высокого восьмерикового храма с крупным световым фонарем-барабаном, делавшим ее силуэт когда-то ступенчатым.
Храм стоит вершине высокого холма, в деревне, построенной по большей части после войны.
Село переживает не лучшие времена.
Здание храма, в котором жители прятались в период боев в 1941 году, при освобождении села в начале 1942 года пострадало, а после войны не было по-настоящему восстановлено. Ради восстановления деревни на кирпич были разобраны колокольня и трапезная, от которых не осталось ничего.
В последующее время окончательно обрушился купол (местные жители уже не помнят точно, когда это имело место). Рухнувший купол громоздится высокой горой обломков.
Интерьер. Остатки иконостаса и восьмерик:
Храм не был расписан - довольно типичная черта торопецких построек. Следы старой штукатурки не несут следов красочных слоев. Характерно в местной стилистике (точно так же, как в Знаменском) устроены конические тромпы со стяжками углов храма.
Отметим, что эти тщательно утопленные в глубину стены стяжки до сих пор удерживают все строение от окончательной катастрофы:
В отличие от своего вероятного прототипа здесь полноценного двусветного четверика делать не стали. Стены четверика (лучше всего сохранился северный фасад) украшены широкими торопецкими наличниками с фигурными сандриками и плоскими круглыми "ушами". Все наличники имеют тонко проработанные фартуки сложного рисунка.
Детали. Окно первого яруса. Здесь сандрики треугольные, напоминают скаты кровель.
И наличник круглого окна под карнизом четверика. Обратим внимание на то, какое большое значение уделено сандрикам, на этом окне - лучковым. Легкий и изящный излом их скатов или их плавные изгибы, собственно, и являются главной "темой" в украшении фасадов. Сравните с аналогичным окном в Знаменском, здесь проработка деталей тоньше и изящнее.
Аналогичный декор имеют сильно разрушенные наличники восьмерика (они несколько шире), грани восьмерика разделены широкими лопатками. В отличие от восьмерика в Знаменском, сандрики здесь треугольные, отчего общий силуэт храма был, вероятно, несколько острее.
У храма неожиданно развитая (как и в Знаменском) алтарная часть, по площади мало уступающая основному объему. Пятигранная апсида сильно разрушена снаружи.
Интерьер:
Свод (сохранился только здесь) держится за счет железных связей, утопленных в толще стены и стягивающих всю конструкцию.
От двух усадеб в селе сохранились только очень небольшие остатки парков и аллей. Одна из усадеб располагалась непосредственно возле храма - вероятно, именно в ней проживали храмоздатели. От нее сохранились несколько старых лип и дубов.
а также одно строение, по-видимому, довольно позднее, не ранее 2 четверти XIX века, в котором до последнего времени располагался сельский клуб.
Состояние здания церкви остро аварийное, ремонтных работ не предвидится.
Павел Иванов. Фото автора, октябрь 2014 года.
Метки: барокко Димитрия_Ростовского усадьба церковь | Описание объекта на "Храмах России" |
Для печати
К началу |
Координаты: 56.564075,31.492642 |