Хороший образец церковного зодчества 1 четверти XIX века, отличается гармоничными пропорциями и хорошим исполнением деталей. Храм в честь иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" с приделами святого Василия Великого и Ильи пророка построен в 1817-1826 гг. Сразу после окончания строительства здание было расписано.

В настоящее время (2015) состояние храма - остро аварийное, храм рушится буквально на глазах, находиться даже рядом с ним опасно. Небольшие ремонтные работы, которые ведутся силами прихожан, не смогут остановить катастрофы.

Слободка Залазинская "на новоторжском рубеже" упоминается уже в источниках 1 половины XVI в. После Смуты запустевшие территории стали населяться карелами, ими восстановлен деревянный храм, а с 1817 года началось строительство каменного на средства прихожан и купца Федора Суворова.Фото начала XX века из коллекции Владимира Козырева:

Сейчас это здание располагается на большой деревенской площади с разреженной застройкой, окружен сильно разросшимися противопожарными посадками берез. Через площадь проходит дорога.

Церковь довольно сложная по плану, оставляющему ощущение, что строилась она в два приема или проект корректировался в процессе строительства храма и трапезной, появились вошедшие в этот момент в моду классические колоннады тосканского ордера. Ядро храма - крупный четверик со скругленными углами, увенчанный тяжелой ротондой.

Это центрическое здание, близкое по своим пропорциям таким постройкам Легранда-младшего как, например, храм в селе Сукромля. Наиболее интересно оно с восточной стороны. Апсида украшена гораздо богаче храма, оформлена тремя декоративными портиками и имеет собственное художественное значение (редкая черта для ампирных построек):

Вид с востока - очень хорошо выполненный тосканский портик, только без фриза.

Собственно декор стен достаточно лаконичен - суховатые карнизы и плоские надоконные ниши. Юго-восточный угол.

 

Северный и южный входы оформлены четырехколонными портиками, не исключено, что идея о их появлении появилась уже в процессе строительства, когда выкладывались стены храма. Это же способствовало появлению некоторых технических огрехов, сказавшихся только в начале XXI века, когда здание осталось без кровли. Фронтон северного портика обрушился в начале 2015 года.

До обрушения - зима 2015 года, фото с сайта "Православные храмы Тверской земли" (Анатолия Максимова).

И после:

Вид с юга (там портик с колоннами рухнул еще в начале 2000-х гг.). Фото с сайта "Православные храмы Тверской земли" (Артема Артемова).

Фасады трапезной решены одинаково с севера и юга. Широко расставленные пилястры формируют что-то вроде портика, все в целом напоминает фасад провинциального усадебного дома. (Второе фото - Артема Артемова (взят фрагмент)):

Колокольня, вероятно, завершалась шпилем. Она решена в виде массивного четырехярусного столпа с портиком, напоминающим портики на южном и северном входах. Но он выглядит гармоничнее (возможно, за счет того, что нет чрезмерно больших окон) колонны и пилястры сдвоены попарно.

Собственно, портик уже рухнул - срок его окончательной гибели - год или даже меньше.

Интерьер храма прост и выразителен. Огромная ротонда установлена на массивные пристенные пилоны, переход осуществлен с помощью арок.

Боковые люнеты перекрыты циллиндрическими сводами с распалубками:

Западный рукав подкупольного креста имел хоры - в настоящее время остались балки пола в хорах, внутристенная ниша для лестницы на хоры с южной стороны.

Роспись по наружной балке пола:

Весь храм был расписан во 2 четверти XIX в. Но отсутствие кровли привело к гибели как купольной росписи (остались пока только фигуры апостолов):

...так и живописи в люнетах. Незначительные ее остатки уцелели в северном люнете ("Христос исцеляет больных"):

и в западном, где сохранились несколько композиций.

Детали. "Нагорная проповедь" на северном склоне западной арки.

"Вознесение" (?) в замке этой же арки:

Фигуры ангелов на западной стене у прохода в трапезную:

"Нерукотворный образ" на проходе в трапезную.

Эта живопись, довольно неровного качества, исполненная какой-то провинциальной мастерской (трудно сказать, новоторжской или бежецкой), все же подкупает внутренней силой и свежестью. Фрагменты композиции "Хвалите Бога во святых Его" (царь Давид и музыканты):

Или фрагмент композиции "Нагорная проповедь":

Поскольку кровли над этой частью храма нет, эта живопись обречена.

В трапезной до последних лет велись службы - это довольно интересное строение, система его перекрытий решена аналогично таковым в храме, своды поддерживаются пристенными опорами. Исторические интерьеры утрачены, сохранились лишь тянутые карнизы по ребрам сводов.

Состояние храма остро аварийное и без принятия немедленных мер замечательный памятник архитектуры обречен погибнуть в ближайшие годы.

Павел Иванов, фото, кроме указанных, автора, август 2015 года.


Метки: ампир Скорбященская фрески церковь Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу
Координаты: 57.340260,35.659480 google maps

comments powered by Disqus