Поздний памятник кирпичной эклектики, фасады которого оформлены в духе древнерусского зодчества. Огромный для своего времени храм сменил каменную церковь 1794 года с тремя престолами (святителя Николая и Димитрия Ростовского). Храм, выстроенный в карельском приходе к 1910 году, так и не был окончательно отделан до революции (не был расписан, не были заказаны новые иконостасы). Тем не менее, все три придела были освящены, богослужения продолжались до конца 1959 года (с перерывами в 1941-1943 и 1950-1956 гг.). Затем храм был закрыт и использовался как склад.
В 1990-е гг. здание начало быстро приходить в упадок, разрушилась кровля. Восстановление началось в 2012 году, в 2015 году устроена новая кровля.
Исторические фотографии храма в селе Раевское можно видеть на сайте "Православные храмы Тверской земли". Вид храма до пожара 1957 года:
И 1970-х гг.:
Пожар 14 мая 1957 года полностью уничтожил купол, повредил кровлю на других частях здания. Однако церковь оставалась действующей, и приход смог закрыть купол хотя бы упрощенной кровлей. Но после передачи здания колхозу, проблемы с перекрытиями стали постепенно нарастать, приведя к тому, что уже в 1990-х гг., хотя здание формально было закрыто, оно пришло в негодность. Уцелевшие иконы были все разграблены. Уже в 1970-х гг. купол протекал и лишился части железа.
К началу 2010-х гг. состояние храма было следующим. (Фото Бориса Орлова с сайта "Православные храмы Тверской земли").
Это крупный четырехстолпный храм, перекрытый сферическими и крестовыми сводами с сильно вынесенным на квадратном постаменте двенадцатигранным барабаном. Колокольня разобрана в 1960-х (?) гг. Отделка фасадов сильно утрачена - на углах основного объема и ризалитов располагались небольшие главки (минимум, четыре, а, вероятно, все двенадцать). Их остатки были хорошо заметны на фасаде (части их храм лишился в 1957 году, остальные были вскоре разобраны колхозом). Постаменты их были украшены килевидными закомарами:
Часть этих куполов были полностью деревянными, часть имели кирпичные постаменты. Фото Александры Кондратьевой:
Уже из этих фото заметно, как богато был украшен фасад - пояски ширинок, положенного на ребро кирпича, бегунка, карнизов разной формы. Суховатый в целом декор был на этом очень большом здании необходим, не давая фасадам превращаться в огромные пустые стены. (Две следующие фотографии - Артема Артемова с сайта "Православные храмы Тверской земли"). Северная стена:
И восточная стена:
Самой богато украшенной частью этого храма, даже после катастрофы, оставался барабан, с очень эффектным, устремленным вверх яйцевидным куполом, богато украшенным каменными узорами - килевидными кокошниками разной формы, поясками и карнизами.
Купол 1958 года продержался до самого начала 2010-х гг., часть изначальных крестов находится внутри храма, один лежит у южной стены:
Храм был обсажен "противопожарными" березами, в настоящее время - уже почтенными столетними деревьями, но, как видим, они не уберегли его от огня с неба.
От колокольни сохранился только первый ярус и основание второго. Сравнительно с остальными частями храма она выделяется только "срезанными углами" пилястр. Фото Михаила Ильина, 2011 года, с сайта "Соборы. ру ("Народный каталог православной архитектуры"):
Исключительно интересен интерьер храма - благодаря сохранившимся в нем трем иконостасам, оставшимся от прежнего каменного храма 1794 года. Фото Евгения Александрова.
Они свидетельствуют, что ни одной переделки этот прежний храм до своего сноса не пережил. Все три иконостаса соответствуют времени рубежа XVIII-XIX вв. Главный иконостас. Фото Дмитрия Анохина:
Обратим внимание, как глубоко вдвинут в алтарный проем очень маленький для такого собора иконостас, предназначавшийся, очевидно, для довольно крупного храма, скорее всего, с восьмериком. Прямо над ним - замок крестового свода, еще дальше - апсида. Боковые грани восточных столбов, по идее, должны закрываться высоким иконостасом, который должен был бы быть метра на два-три ближе к центру храма.
Придельные иконостасы сохранились не полностью. Северный (перед ним старая деревянная решетка солеи):
и южный. Фото Евгения Александрова:
Интересно офомлена в штукатурке центральная глава. Поскольку было очевидно, что постамент главы даст нежелательную пустую плоскую поверхность ее зрительно разбили на "подпружные" арки, выделенные светло-голубым цветом (арок, на самом деле, никаких нет):
Купол, перекрытый высоким, двенадцатилотковым сводом:
Состояние храма к началу 2010-х гг. было, безусловно, удручающим. Полы прогнили от постоянной сырости и протечек кровли, вода рвала кладку, как наружных, так и внутренних стен. Западная стена (вид от центрального купола):
Она же (северо-западный угол храма). Эта часть - самая пострадавшая, видимо, вследствие плохо заделанных дыр в кровле, возникших при разборке колокольни:
Попытки возродить храм начались еще в 1990-х гг. Но работы толком не начинались. Были изготовлены новые рамы на окна, так на них и не поставленные, сгнившие и в итоге в 2015 году утилизированные.
В 2012 году начались работы силами созданного при храме объединения дачников и местных жителей и священника Александра Рабцуна. В этом году был перекрыт купол. Попутным результатом стало полное уничтожение старой (надо сказать, полностью размороженной) кладки кокошников, без обмеров и фиксаций.
В 2015 году силами добровольческого молодежного православного центра "РеставросЪ" (отметившегося также работами по консервации храма в Рыбинском-Заручье) была убрана старая, полностью сгнившая кровля (справа видно массивное основание купола):
Сделана новая стропильная конструкция. Фото Александра Толмачева:
И настлана кровля на основном объеме здания:
Кроме того, зашиты окна, очищен фундамент, расчищена паперть:
Сложно оценивать однозначно результаты этих работ. Работы "Реставроса" можно только приветствовать. Здание в ином случае было абсолютно обречено. При обрушении сводов надежд на какие-то будущие реставрационные работы, как правило, нет. С другой стороны, именно купол был наиболее ценной, "играющей" частью этого храма и превращение его в некую грубую "крышку" откладывает на неопределенное будущее его воссоздание, если оно состоится вообще. Нынешний купол, при всей его фантазийности, всех устраивает.
Однако здание очень проблемное для эксплуатации, теплым оно было исключительно при амосовских печах, сломанных уже к 1930-м гг. Существующие печи (также сломанные) - 1930-1940-х гг.
Но ими, судя по документам послевоенного прихода, отопить храм было практически невозможно, невозможно было и отгородить в нем какую-то зимнюю часть. Поэтому существование в Раевском православного прихода неизбежно будет возможно только в теплое время года. Как и дальнейшие работы по его восстановлению. Фото Александра Толмачева.
Павел Иванов. Фото автора, май 2010 года, заглавное фото - июль 2010 года. Фотографии интерьеров и этапов восстановления со страницы ВКонтакте "Раевское. Храм Благовещения". Все фотографии оттуда, если не указано их авторство, принадлежат администратору группы. Все они сделаны в мае-сентябре 2015 года. Ссылка на "Храмы России" - на форум, посвященный восстановлению храма.
Метки: Благовещенская иконостас РеставросЪ церковь эклектика | Описание объекта на "Храмах России" |
Для печати
К началу |
Координаты: 57.873675,35.594774 |