Интересный комплекс небольшой железнодорожной станции, созданный в начале XX в. Ценность его состоит, главным образом, в том, что это - рубежный памятник, последняя в Тверской губернии дореволюционная железнодорожная станция, включающая постройки 1910-х гг., перестроенные в последующее время.

В настоящее время станция действующая, хотя стоит на малодеятельной ветке. Поселок Овинище при станции быстро вымирает.

Постройки станции ОвИнище-1 (ударение ставится так) можно удобно показать на скрине Яндекс-карты. Цифрами обозначены: 1- вокзал, 2- водонапорная башня, 3- линейные казармы, 4- жилые дома, 5- магазин (?), 6- место захоронения жертв бомбардировок 1941-1943 гг.

В "Своде памятников" (т. 3) в качестве объекта, заслуживающего внимания отмечена только водонапорная башня. Это совершенно несправедливо. Дело в том, что линия Красный Холм - Мга планировалась к строительству еще до Первой Мировой войны. Она должна была соединить доселе почти лишенный железнодорожного сообщения Весьегонский уезд с основными центрами сбыта сельскохозяйственной и лесной продукции. Ключевую роль в новой ветке должна была иметь станция Овинище, строительство которой было начато около 1913 года. Эта станция предполагалась узловой, откуда шли ветви на Весьегонск, Красный Холм, Сандово и станцию Волга). В годы войны строительство было продолжено (от Красного Холма), прервавшись около 1916 года, к тому времени до станции Сандово оставалось проложить около 40 км. В 1918 году была начата срочная достройки ветви на Весьегонск-Суду-Череповец. К тому времени станция Овинище уже функционировала, а ход на Весьегонск был проведен от поста Овинище-2 (в 5 км к северо-западу от станции Овинище-1). В настоящее время сохранился постовой дом на этом повороте, построенный, вероятно, в конце 1910-х гг.. Взято отсюда.

Гражданская война и разруха после нее внесли коррективы в планы строительства. Лишь к 1926 году реконструированная линия на Весьегонск была официально открыта, а участок до Суды, хотя и был построен, фактически использовался не более двух лет в 1919-1920 гг. (затем был разобран грандиозный деревянный мост длинной в 500 м через Мологу в Весьегонске). В те же годы, очевидно, была достроена и ветка на Сандово-Мгу, официально открытая только в 1932 году. В результате вместо четырех веток Овинище стало узлом лишь для трех, причем весьегонская оказалась тупиковой. В таком качестве станция существует и сейчас, пассажирское сообщение на 2016 год имеется. Фото Татьяны Вавиловой, 2015 год.

Пути на станции реконструированы после войны и в недавнее время, лишь один путь состоит из рельсов Р-50 послевоенного выпуска на деревянных шпалах.

Нужно отметить, что станция Овинище-1 строилась еще по дореволюционным нормативам, ее постройки все (а не только водонапорная башня) построены до 1917 года, лишь перестраиваясь позже. Вероятно, последним (к 1918 году) появился деревянный вокзал, но и он по своей сути еще дореволюционное сооружение, лишь испорченное советскими переделками и упрощениями, как и еще одна промежуточная станция этой ветки - Остолопово.

Вокзал получил весь положенный по классу станции декор и благоустройство. В частности, была вымощена подъездная дорога к вокзалу:

Появились сквер и газон. От того периода сохранилась скамейка, суда по многочисленным фотографиям вокзала в сети, постоянно меняющая свое местоположение. Фото 2008 года, когда перед вокзалом еще растут кусты акации из посадок, видимо, 1930-х гг. (когда эта культура была особенно популярна):

К 2015 году кустарник вырублен и вокзал приобрел современный вид (фото Татьяны Вавиловой, май 2015 года):

В этом виде он и 2016 году:

Историческая скамейка пока жива и переместилась к главному входу:

Декор вокзала сейчас очень лаконичен и лишь в стилизованных кистях на наличнике отдаленно напоминает элементы "большого" стиля модерн. Почти все кровельные выносы лишены декора (вероятно, они уже послевоенные). Но когда-то кровля у вокзала была интереснее, с фигурными кронштейнами, а круглые окна окна на фронтонах имели сложную расстекловку.

В интерьере в зале ожидания сохранилась большая русская печь и послевоенные скамьи.

Вид со стороны поселка:

Линейных казарм сохранилось две. Внешний вид их и архитектура свидетельствует о едином стиле с казармами на этой железной дороге, в частности, на станции Красный Холм (причем казармы относятся к тем же двум типам и тем же проектам - на восемь и семь осей окон). Но, в отличие от Красного Холма, в Овинищах казармы сильно переделаны, обшивка менялась в послевоенное время.

Детали:

Жилые дома (их сохранилось два, в них размещаются сейчас почта и библиотека, но изначально это обычно бывали квартиры станционного начальства) также несут на себе следы значительных советских переделок. Лишь их фундаменты, да отдельные детали сохранились от первого периода строительства станции. Почта.

Библиотека:

Выделяется и здание магазина. Построенное, безусловно, позже всех, в 1920-1930-х гг., оно было предназначено, скорее всего, и под другие цели, не только торговые.

Современная станция почти не сохранила прямых следов военных разрушений. Но можно уверенно говорить, что нынешний вид исторических построек, заново обшитых в 1950-х гг. - прямое следствие бомбежек, которым подвергалась станция Овинище-1 и стоявшие на ней эшелоны в 1941-1943 гг. (через станцию шли грузы на Ленинград - это была единственная ветка, соединявшая "дорогу жизни" с остальной страной). В тот период Овинище-1 имела развитое паровозное хозяйство. Здесь имелись не только треугольник для разворота локомотивов, но и, как уверяют старожилы, небольшое ремонтное депо. Они-то и были целью бомбежек, в результате чего юго-восточная часть станции практически уничтожена.

В память о погибших при бомбежках в 2015 году установлен поклонный крест. (На одном из мест, где, по сведениям жителей, хоронили погибших - хотя их много и в других местах - хоронили по всем станционным канавам). Следует отметить, что официального памятника им до сих пор нет, нет и официальной братской могилы, хотя число жертв явно превышает несколько десятков человек. (Фото Татьяны Вавиловой, 2015 год)

Застройка в этой части станции (и только здесь) послевоенная.

Водонапорная башня - единственная постройка, сохранившаяся от первоначального комплекса в виде, близком к изначальному. Это монументальный столп, отделанный по фасадам диким камнем:

Но его углы обработаны рустом "в перебежку" из высококачественного бетона. Из бетона же выполнены замки оконных проемов. Об уровне работ говорит тот факт, что до сих пор бетонная "штукатурка" практически не отваливается.

Башня закрыта, вход забит.

У станции изначально было слабое место - плохая вода. Башня таких монументальных форм и такого объема (единственная на всей линии от Сонкова) была сооружена ради запаса воды, которую приходилось качать за пять с лишним верст от реки Кесьмы у одноименного села. Трасса водопровода, так называемая "труба", хорошо заметна на снимках из космоса. На местности она выглядит как едва заметная канава с валом:

Сам поселок Овинищи (окончание иногда на -и), возникший при станции и когда-то составлявший часть центра Овинищенского района (вероятно, предполагалось его иметь как станцию районного центра (центр был в селе Кесьма)) в настоящее время умирает. От огромных складских построек, куда свозилась продукция десятков колхозов двух районов, не осталось ничего. Густо в прошлом застроенные улицы превратились в отдельные дома, разделенные пространствами зарастающих огородов и пустырей. Численность населения уменьшилась сравнительно с временами расцвета более чем в десять раз.

Павел Иванов. Фото автора, апрель 2015 года.


Метки: водонапорная_башня железная_дорога железнодорожный_вокзал историческая_застройка модерн эклектика Для печати
К началу
Координаты: 58.339449,37.021677 google maps

Показать все

comments powered by Disqus