Покровская церковь в селе Кононово (с приделами святителя Николая и преподобного Сергия Радонежского) - незаурядный памятник церковной архитектуры XVIII-XIX веков, интересный как по первоначальному объему (таких храмов в восточных районах Тверской области остались единицы), так и по реконструкции, произведенной во второй четверти XIX века. Сохранились также остатки живописи, выполненные в несколько этапов, но в довольно близкие временные промежутки: от 1860-х до 1900-х годов.

В настоящее время здание церкви заброшено и разрушается.

Покровская церковь стоит на окраине почти исчезнувшего села, от которого уцелело всего несколько домов.

Здание ее строилось очевидно, как храм при помещичьей усадьбе, располагавшейся к северо-востоку от храма (от нее не осталось ничего).

Судя по надгробиям, в XVII-XVIII вв. селом владели Волынские, кто-то из которых и стал ктитором церкви. Довольно характерный для своего времени храм типа восьмерик на четверике стоит в ряду усадебных кашинских церквей (сохранились еще очень похожая церковь в селе Савцыне и руины храма в Кожине на Яхроме, с точно таким же декором). В нынешнем виде уцелел полностью объем холодного храма XVIII века.

И апсида со следами срубленного декора с треугольными сандриками и сужающимися фартуками.

Ни один из барочных наличников, к сожалению, не уцелел. Но следы на стенах довольно четко отмечают их тип и расположение.

Окна в четверике первоначально располагались в два яруса (ярусы разделял узкий карниз), размер и декор окон был примерно одинаковый. Углы обрамляли плоские пилястры. Следы перебитых окон второго света в интерьере:

В XIX веке здание пережило глобальную реконструкцию. Она состояла в строительстве новой трапезной и колокольни в традиционной ампирной стилистике. Реконструкция проводилась в два этапа. В 1823-1829 годах трапезная и колокольня были перестроены, а в 1834-1836 годах в трапезной был освящен второй придел (Никольский, южный). Переделка велась с сохранением части стены старой трапезной, в которой была устроена ниша. Обратим внимание и на то, что в трапезной до 1830-х годов не было сводов.

Трапезная после 1830-х годов не раз реконструировалась и ремонтировалась, расширялась "рукавами" к северу и югу:.

В 1840 году была построена новая колокольня к западу от существовавшей и перед тем, видимо, разобранной.

Вид с юга. Отсюда видно, что новая трапезная (изначально с одним приделом, видимо, северным, Сергиевским), появилась раньше всего, около 1823 года. От той постройки уцелел западный рустованный угол, остаток притвора с колонкой, над которым, возможно, была выстроена колокольня.

К 1840 году ее почему-то заменили на другую, стоящую чуть западнее, отчего у церкви появилась странная "двухпритворная" конструкция с западной стороны:

Вид с запада:

Интерьер "первого", самого западного притвора, за ним виден второй, с таким же плоским потолком.

Но не трапезная является наиболее сложной и странной частью здания, а странные "беседки" или "ротонды" по углам четверика, которые и придают теперь этой церкви главный интерес. Совершенно непонятно, когда они были выстроены. Но очень маловероятно, что в 1820-1830-х годах.

Дело в том, что в эпоху господства ампира, то есть в 1820-1830-е годы, епархия уже достаточно внимательно отслеживала подобные "бессмысленные" траты, и, по возможности, старалась их запрещать. При этом за XVIII век в Кононове не отмечено ни одного крупного ремонта. Первое и единственное дело (к сожалению, утраченное) по "исправлению ветхостей" в этом здании относится к 1828 году. Ремонт не привел к новому освящению храма. Наиболее вероятно появление в этот период огромных полукруглых "термальных" окон. "Ротонды" же выглядят для 1820-х годов слишком архаично и даже примитивно, а их устройство потребовало бы огромного ремонта, что не отмечено ни в одном из документов. За то, что что эта часть храма - более ранняя, говорят железные связи  к ним от стены, заведенные прямо в тело восьмерика. Но вопрос о времени появления самих "ротонд" следует оставить открытым - был ли это какой-то "нелегальный" ремонт или мы имеем дело с таким странным творчеством местных мастеров 1820-х годов - сказать затруднительно.

Беседки состоят из трех колонн с ионическим ордером, держащих что-то вроде "блюдца" (основа для главы сделана из дубовых (?) балок, очевидно, с металлическими ребрами, но это снизу сложно понять):

Здесь видно, что колонны подпирают некую конструкцию, связанную металлическими штевнями с восьмериком.

Там, где "ротонды" утрачены, видно, что связи просто выходят из стены, но следов перекладки на стене нет, на восьмерике менялся только наличник окна. Можно уверенно говорить, что к первоначальному периоду относятся карнизы четверика и восьмерика, а также барабанчик главы на своде восьмерика. Термальные окна, кроме того, "рубят" снизу декор карниза между четвериком и восьмериком, что говорит об их не одновременном появлении с карнизом.

После 1850 года ремонты посыпались в этом храме как из рога изобилия, сохранилась только опись документов об этом, и понять, что, когда и как в храме появлялось, очень не просто. Во-первых, была выстроена утраченная сейчас полностью ограда (1850), во-вторых, были устроены деревянные (?) притворы с южной и северной стороны, следы от балок и кровель которых хорошо видны на обоих фасадах. В принципе, возможна любая дата их появления: 1853, 1863, 1868, 1883, 1888 и так далее годы. Но, скорее всего, это было в третьей четверти XIX века вместе с глобальным обновлением интерьера и переделкой трапезной. Следы балок между термальным окном и окнами первого света четверика на северном фасаде:

На южном. Видно хорошо, что такие перекрытия могли появиться только после того, как образовался характерный "угол" из стен храма и новой трапезной, скорее всего, не ранее 1860-х годов.

В советское время от этих пристроек не осталось и следа. Изувеченный многочисленными дореволюционными переделками, а вдобавок к ним совершенно варварским использованием колхозом, храм превратился в настоящий ребус для искусствоведов и архитекторов. Некоторую помощь может дать оценка его интерьера. В основном храме ремонт пришелся на 1868 год, когда был заменен иконостас (от него ничего не осталось):

и созданы росписи. От них уцелели небольшие фрагменты в куполе:

Фрагмент. Архангел Рафаил (судя по рыбе в его руке):

В апсиде:

И в четверике, где эта роспись сохранилась в весьма деликатной записи конца XIX века (она почти не заметна, как, например, в этих фигурах апостолов в простенках окон):

Уцелели два замечательных сюжета на западной стене - копии известных картин И.П. Орлова из тверского собора на тему последней беседы и гибели святого Михаила Тверского в Орде.

О росписях трапезной можно сказать, что они появились в ходе ремонтов 1890-1900-х годов. От них уцелели небольшие фрагменты во "втором" более восточном притворе:

И на восточной стене, где в образованной выше уровня старого потолка люнете помещен "Вход в Иерусалим":

Большая "Тайная вечеря" в старом алтаре Сергиевского придела, записана, причем едва ли не после революции:

В существующем виде этот храм - один самых сложных памятников Кашинского района с очень запутанной строительной историей, требующей основательнейшего изучения и дополнительного обследования. Но в нынешнем своем состоянии такого обследования, как и самого простого ремонта, он может просто не дождаться.

Павел Иванов. Фото автора, март 2017 года. Благодарим группу "Неизвестная Провинция" за возможность побывать в селе.


Метки: барокко классицизм Покровская фрески эклектика Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу
Координаты: 57.534282,37.633707 google maps

comments powered by Disqus