Один из почти погибших деревянных помещичьих домов, крайне ценных, однако, благодаря своему историческому значению. Здесь родился в 1769 году будущий граф Алексей Андреевич Аракчеев, а с 1890-х годов гостил И.И. Левитан и другие художники (официально числится как "Дом, связанный с жизнью и творчеством известных русских и советских художников А.Е. Архипова, Н.А. Касаткина, К.А. Коровина, А.В. Моравова, И.С. Галкина, В.В. Рождественского, С.Ю. Жуковского, нач. XX в. - 1960-е гг.").

Дом заброшен уже около тридцати лет и в настоящее время погибает (догнивает). Речь может (и должна) идти, однако, о его воссоздании, восстановлении хотя бы части исторической территории усадьбы - одного из знаковых мест Тверской области.

Гарусово - одна из небогатых помещичьих усадеб, которая, однако, может похвастаться двумя вещами (помимо знаменитых людей, которые были с ней связаны): она древняя (как минимум, XVII века), и она как минимум двести лет не выходила из владения рода Аракчеевых. Вплоть до 1917 года ее владельцами были дальние родственники знаменитого александровского вельможи. Здесь даже в советское время помнили, что именно здесь родился Аракчеев, и архивом (в том числе подлинными письмами графа к родным), якобы были в советское время оклеены стены дома под обоями. Проверить это сейчас, разумеется, уже невозможно. Но дом имеет несколько странностей, которые невозможно объяснить, если не предположить его древнего происхождения. Еще в 2000-х годах он имел довольно приличный вид (фото из книги Д.Л. Подушкова "Чехов и Левитан на Удомельской земле" (Тверь, 2010)):

А в 1990-х годах он довольно прилично обмерен. Все последующие фотографии (из паспорта и др.) взяты с сайта "Краеведческий форум сайта Путник.ру".

В начале 2000-х создана модель, хранящаяся теперь на даче "Чайка":


Модель имеет ряд значительных неточностей, заметных, когда начинаешь сравнивать ее с тем, что уцелело в натуре. Основной объем дома не вызывает особенных вопросов. Это небольшой дворянский усадебный дом, построенный, надо полагать, в середине XIX века (или несколько раньше), в характерной стилистике позднего классицизма. Д.Л. Подушков приводит (без указания на источник) дореволюционную его фотографию:

Также из архива Д.Л. Подушкова - фото 1920-х гг.:

В 1990-х годах он имел такой вид (1992):

Почти не подлежит сомнению также, что в конце XIX века окна могли частично меняться, и тогда мезонин и находящееся под ним тройное окно приобрели существующий пока вид. Изначально, надо полагать, в мезонине окна были меньшего размера (фото Владимира Биберина, 1996):

а вход располагался посередине фасада (южного), что хорошо видно и теперь:

Входа с северной стороны не было, но окно было, очевидно, несколько меньшим (сейчас все рамы выломаны)

Дольше всего упорно держится мезонин, тот самый, который, по преданию, М.М. Аракчеев сдавал в 1890-х годах под дачу И.И. Левитану. Мезонин украшен имитирующими каменную архитектуру спаренными полуколоннами, поддерживающими карниз, также имитирующий каменную архитектуру. С севера:

И с юга. Полуколонны грубовато, но аккуратно следуют формам тосканского ордера, лишь в "базах" грубо от него отступая. Странны для стиля и ромбические филенки, но последние могли появиться по желанию хозяина усадьбы уже в конце XIX века:

Именно эти части можно было бы сохранить и частично использовать при теоретическом воссоздании усадьбы, поскольку именно в этом декоре мезонана заключено уникальное своеобразие, сложившееся стихийно и потому - неподражаемое. Кроме того, насколько можно судить, в этих частях усадьба не обмерялась, а фотографий может быть совершенно не достаточно.


Остается добавить, что фундамент под домом и западной пристройкой (в настоящее время уже полностью утраченной) - крупный частично отесаный дикий камень с раствором.

Самой странной частью этого дома была его восточная пристройка. Стоящая не на оси главного здания, с небольшим уступом заходившая на его северный фасад, она, пока дом был жив, имела фасад, заделанный заподлицо с классическим обликом самого дома (фото Владимира Биберина):

Из паспорта:

Почему-то при создании модели на "Чайке" ее авторы перенесли на весь дом только этой части присущую особенность: пристройка была срублена не в чашку, как весь остальной дом, а в лапу, причем и углы, и переруб. Сама пристройка представляла собой обычный пятистенок. Но этот пятистенок строен лучше и чище, чем главный дом усадьбы. В настоящее время от него уцелел только кусок северной стены и два угла.

Эта часть не была перевязана с основным срубом. Переход шел на уровне выше трех примерно венцов от пола. Собственно, эти три нижних венца выглядят как добавленные позже. Они рублены в чашку, по ним не идет переруба:

они стоят на фундаменте, в общем, довольно позднем - такой встречается в этих местах на домах уже 2 половины XIX века и позже. Он близок, например, к фундаментам старейших построек села Млево - дома Соколовых ("дома Менделеева") и трактира.

Но при этом качественно (и дорого) рубленный сруб, расположение печи по середине переруба (перед опечком растет береза) - не крестьянское и типичное, скорее, для барочных каменных домов

очень архаичные два окна на восточном фасаде (увы, давно утраченные) и столь же архаичные (нормальные для XVIII века) рамы на окнах в шесть стекольниц (также утраченные, но видные еще на фотографиях 1990-х годов) говорят о древности этого сооружения. Оно было, во всяком случае, не моложе 2 половины XVIII века (хотя неоднократно ремонтировалось).

По-видимому, в Гарусове сохранялся (и в какой-то степени еще сохраняется) старейший вообще деревянный помещичий дом в Тверской области, не устапавший возрастом знаменитому перевезенному в Овсище дому из Островков при этом он не "замок", как в случае с Островками, а именно просто дом очень не богатого дворянина. Учитывая, что память об Аракчееве жила здесь всегда, возможность реставрации дома (или какой-то его части, связанной со знаменитым уроженцем этого места) в XIX веке, более чем допустима. И факт рождения Алексея Аракчеева именно в этих стенах, еще не до конца упавших на начало 2017 года, не выглядит невозможным. Дом сохранялся все советское время, конечно, не благодаря Аракчееву. Хотя в 1990-х об этом уже не стеснялись говорить:

Сама усадьба представляла собой обширую территорию неправильного квадрата. Вдоль озера располагались дома деревни, а выше, к югу от дома шел большой парк.

 

У Менде можно видеть какой-то дом в южной части усадебного квадрата. Трудно сказать сейчас, что именно имелось в виду в 1840-х годах, но в начале XX века тут появилась дача (на части усадебной земли, видимо, проданной владельцами) которую построил художник Якубович. Эта дача ("Гарусово-Роща") хорошо сохранилась до наших дней. Что могло ожидать и Гарусово, случись чуть более благоприятные обстоятельства.

Эта часть гарусовского парка удержала и выход к воде, и небольшую часть старых деревьев (елей и вязов):

Все остальное представляет собой появившийся в 1970-х годах огромный дачный кооператив

На этом скрине Яндекс-карты обозначены стрелкой с №1 сам гарусовский дом, а стрелкой с №2 - усадьба "Гарусово-Роща". Остальное пространство парка было полностью захвачено дачами, плотно подошедшими к старому дому уже в начале 1990-х годов

Дачи полностью уничтожили проход к дому с южной стороны со всеми парковыми куртинами и знаменитой сиренью, запечатленной художниками (в частности, на этом этюде В.К. Бялыницкого-Бируля):

Или на этюде А. Степанова:

В настоящее время только с северной стороны остались несколько умирающих берез и лип, напоминающих о парковом окружении дома

В нынешнем виде усадьба обречена. Но она продолжает оставаться объектом культурного наследия регионального значения.

Павел Иванов. Фото автора, март 2017 года.


Метки: классицизм парк усадьба Для печати
К началу
Координаты: 57.969361,35.018389 google maps

comments powered by Disqus