Один из крупнейших памятников неорусского стиля в Тверской области. Женский монастырь в селе Воронцово Холмского уезда Псковской губернии основан в 1898 году. Благовещенский собор монастыря построен в 1910-1917 годах по проекту известного петербургского архитектора Николая Никитича Никонова. Чуть ранее, в 1907 году, выстроена ограда с воротами. Деревянные постройки монастыря утрачены.

Состояние построек монастыря остается аварийным. В начале 2000-х годов проведены небольшие консервационные работы, которые срочно требуется продолжать.

Благовещенский монастырь основан на помещичьей земли дворянки Софьи Петровны Пфейфер по благословению святого Иоанна Кронштадтского, и устроен трудами известной подвижницы Таисии Леушинской (Солоповой). В первый период (до 1910 года) он успел пережить серьезный кризис в связи со своим неофициальным статусом монастыря "иоаннитов" (особых почитателей/почитательниц Иоанна Кронштадтского). Только после административного преодоления этого кризиса удалось начать здесь крупное строительство.

Основанная в глухих лесах на берегу речки Куньи в двух километрах от ближайшей деревни

пустынь однако с самого начала пользовалась серьезной финансовой поддержкой со стороны почитателей Иоанна Кронштадтского, а затем почитателей его памяти из северной столицы. На средства жившего в Петербурге ярославского крестьянина Михаила Волкова и известного почитателя отца Иоанна Василия Пустошкина уже в 1899 году был освящен деревянный Казанский храм, строились корпуса для сестер и причта. Всего в монастыре к 1917 году насчитывалось порядка десяти деревянных домов, в том числе два - двухэтажных, а также каменные кладовая и ледник, не считая мелких хозяйственных построек. В 1907 году была начата постройка каменной ограды с воротами:

Постройка имела уникальную технику кладки - из грубо отесаного камня на растворе с верхними рядами кладки из кирпича. Полностью из кирпича были выстроены ворота. До настоящего времени сохранились только фрагменты этой ограды:

в местах ее примыкания к воротам

Уже в этом довольно скромном сооружении видно незаурядное мастерство архитектора и строителей, избегавших чисто "псевдорусских" деталей, а стремившихся создать сплав из различных стилей и материалов. Угадываются цитаты не только из русской, но и итальянской архитектуры средневековья.

Благовещенский собор возводился с тремя приделами и в расчете на возможный четвертый придел в крипте в цокольном этаже. Это крестообразный в плане храм с одним небольшим световым куполом, четырьмя массивными опорами и тремя апсидами на высоком гранитном цоколе:

В архитектурном отношении он представляет собой такой же любопытный архитектурный сплав романики и русского стиля, как и другие постройки архитектора Н.Н. Никонова, в том числе его хорошо известный собор Иоанновского монастыря на Карповке в Петербурге и его доходные дома 1910-х годов. Апсиды храма прямо цитируют европейские романские соборы северной Италии и южной Германии, сходство увеличивают прихотливые формы кровель на апсидах:

Но главный "романский" элемент этой архитектуры - художественно выполненные дымовые трубы, которые имеют самостоятельное архитектурное значение, в разных местах здания выдаваясь на его сводах, добавляя остроту и несимметричность всей архитектурной композиции.

Эти трубы богато украшены кирпичным узором в духе европейской романики. Сочетание их с традиционными шлемовидными куполами позволило достичь необычного эффекта.

Впрочем, "традионного", кроме куполов, тоже не так уж и много. Никонов избегает прямых цитат из русской архитектуры, и для оконных проемов придумывает свои, двойные кокошники, напоминающие не то сандрики, не то кирпичные широкие платки поверх широких окон:

А окна первого и второго света соединяют кирпичные пилястры-связи, напоминающие бусы с подвесками. Видно, как мастер обращается от прямых архитектурных цитат к истокам (костюму), породившему сами архитектурные детали. И это приносит замечательный результат.

На апсидах эти бусины превращаются в настоящие колонки, вместе с аркатурой на окнах превращающие апсиды в настоящие средневековые башни (эта и три следующие фотографии - Сергея Носикова (2010) с сайта "Православные храмы Тверской земли"):

Оформление коснулось и оконных рам и решеток, также устроенных по авторскому рисунку в романтическом стиле:

А также металлических дымников на дымоходах:

Настоящим шедевром и художественной работы по металлу, и архитектурного мастерства является портал - древнерусские мотивы которого скрыты и переплавлены в общеевропейских романских. Хотя в целом многие элементы такой архитектуры и художественного металла возможны в русской архитектуре XVII века, их сплав - чисто авторская игра эпохи последнего великого стиля русской храмовой архитектуры:

Собор не был расписан внутри. Его стены остались просто окрашенными, а объем кажется даже ординарным с привычными крестовыми сводами в рукавах основного объема:

Понимая, что купол, оставленный без внутренних членений, превратится в "трубу", архитектор разделил его пополам на две призмы и предусмотрел ряд карнизов и решеток, позволивших зрительно оформить купол как ступеньчатый переход все выше и выше.

Пол выложен по традиции начала XX века из метлахской плитки:

С западной стороны к храму примыкает звонница-притвор, на которой имелись девять колоколов.

Она была соединена с обширными хорами на западной стене, где располагался клирос и находились места для сестер. Обитель в лучшие годы была многолюдна - в ней насчитывалось около сотни сестер, из которых, правда, не менее половины проживало на подворьях в Петербурге и Холме.

В храме, кажется, успели (уже в 1917 году) установить иконостас, но просуществовал он совсем недолго. В 2000-х годах установленна временная алтарная преграда.

Под храмом существует цокольный этаж откуда, с одной стороны, осуществлялась топка печей, но, видимо, имелся в виду и возможный теплый придел и крипта с захоронениями. По факту ничего этого не возникло.

Долгое время находившийся в глухих лесах монастырский собор не привлекал особенного внимания. С начала 2000-х годов началось восстановление женского монастыря. К тому времени территория не только вокруг, но и возле самого храма представляла собой, по сути, лес:

Ни одна из деревянных построек не сохранилась. Поэтому в 2003 году построена небольшая деревянная сторожка с домовой церковь (Казанской иконы Божией Матери):

В 2013 году территория монастыря огорожена металлическим забором. Установлены новые ворота.

Кровля по временным стропилам (первоначальные практически все были утрачены) была перекрыта рубероидом (в 2002 году), затем в 2008 году устроены из баннеров заплаты в рассчете на будущую полноценную замену:

В настоящее время храм формально является действующим, но служб из-за аварийного состояния сводов нет. Реставрационные работы не ведутся в связи с нехваткой средств. Полноценного женского монастыря здесь пока нет.

Павел Иванов. Фото автора, май 2016 года. Все архивные фотографии, а также снимки стадий восстановления монастыря 2000-годов взяты со страницы ВКонтакте "Воронцовский собор Благовещения Божией Матери".


Метки: Благовещенская модерн монастырь собор церковь Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу
Координаты: 56.804418,30.945198 google maps

Показать все

comments powered by Disqus