Один из лучших домов Осташкова и безусловно лучший - периода эклектики 2 половины XIX века. Владельцем и автром реконструкции дома был осташковский городской архитектор Иван Николаевич Суравков, строитель ряда общественных зданий и руководитель перестройки Вознесенского собора Знаменского монастыря (около 1898 года). 

О Суравкове рассказывает краевед Борис Федорович Карпов: "Недалеко от нашего дома жил Иван Николаевич Суравков. Жил он в большом каменном доме, занимал левое крыло. В здании находилась почта и магазин. Иван с детства полюбил кирпичную кладку, изучал работы старинных мастеров и много работал. Когда наступила пора зрелости, собрал бригаду и стал брать подряды на постройку кирпичных зданий в Осташкове и его окрестностях. Под его руководством построены церкви на истоке Волги, в Святом и Знаменском монастыре и много домов в городе. Его творения отличались от других авторов своей кирпичной вязью и ажурностью.
В 1930-е годы, когда работники НКВД пришли его арестовывать, он чёрным ходом ушёл через озеро в деревню Уницы. Там у него был построен постоялый двор на дороге в Святое и Чёрный Дор. А оттуда он уехал в Ленинград, где умер в декабре 1941 года во время блокады" (Взято с городского форума Осташкова). На доме некоторое время висела мемориальная доска (взято с сайта "Храмы России"):

Однако потом она была при смене владельца здания (примерно в 2009 году) снята и исчезла.

Дом стоял в заброшенном и заколоченном виде (взято отсюда):

Еще два фото. На одном - фотостудии братьев Петихиных 1907 года изображена Знаменская улица с ним в перспективе (из книги "Тверская губерния на открытках" Т. 1, Тверь, 2010, с. 45):

На другом - его состояние на 2010 год (с этой же точки, взято отсюда):

В сентябре 2012 года состояние дома оценивается следующим образом. Крупный объем здания, представляющий собой три фактически отдельных блока, решенные в одном стиле, представляют собой обгоревшие руины:

При этом южное крыло здания, как видно из окон с ниличниками с клинчатыми замковыми камнями, сохранило части стен постройки конца XVIII века:

Декор здания погибает. Тем не менее еще сохранились три фронтона с рушащейся лепниной и отдельными лепными деталями в разных частях здания. Суравков не следовал никаким принципам ордерности, его дом - это фантазия мастера на приглянувшийся ему архитектурно-декоративный сюжет. Таковы трогательные атланты в основаниях фронтонов:

Бородатые маски:

А также львиные:

И обезьяньи:

Испорчен советскими ремонтами, но еще просматривается прекрасный лепной орнаментальный декор:

На южном фронтоне уцелела дата перестройки здания:

А на центральном - стрельчатая арка:

Внутри - обгорелые руины перекрытий:

Еще осталась вывеска последнего арендатора здания:

Сохранились остатки тротуара с прекрасно выполненными защитными надолбами против заноса саней, современные перестройке дома:

Ни ремонтов, ни элементарной консервации здания не предвидится.

Павел Иванов, кроме указанных, фото автора, сентябрь 2012 года.


Метки: пожар эклектика Для печати
К началу
Координаты: 57.158228,33.104253 google maps

Показать все

comments powered by Disqus