06 Декабря

2013

Невероятно горькая новость пришла в эти выходные. Прекратила свое существование одна из старейших в России и уникальнейшая по сохранности железная дорога Торжок-Кувшиново (построена в 1911-1912 гг.).

Операция была проведена с настоящей военной точностью и циничностью. Еще в октябре по дороге ходили поезда, не было даже слухов, что движение пригородных поездов остановится. И теперь только в Торжке на вокзале висит объявление "Поезд Торжок-Соблаго с 14 октября отменен", а у магазинов ближайших к дороге населенных пунктов появились объявления: "Переезд закрыт на ремонт". Закрыт и закрыт - это люди могут понять, хотя что ремонтировать на грунтовом переезде, понять непосвященному человеку очень сложно. И только по отсутствию привычных железнодорожных гудков люди заподозрили неладное. Проверили - а на дороге-то ни рельсов, ни шпал... Были...

и... исчезли.

Вся операция по снятию рельсов и шпал заняла не более двух недель. Начав от Кувшинова в десятых числах ноября, к 30 ноября поезд со снятыми шпалами и рельсами (некоторые еще царского времени - последние в России!) добрался до переезда у Селихова. Фото сделано на мобильный телефон.

Последний поезд на дороге...

Люди надеятся, что РЖД будет строить новую дорогу на бетонных шпалах. Учитывая, что до последнего времени по ней проходило не более трех пар поездов в сутки, это выглядит слегка сомнительным. Но главное, что настораживает - полное отсутствие информации. Будто военная операция.

Станция Кувшиново пока продолжает работать. Три раза в неделю (понедельник, среда, пятница) идет одна пара пригородных поездов. Она идет по дороге невероятной ценности. Этот участок чуть более поздний, чем Торжок-Кувшиново (построен в 1917 году.) На участке Ранцево-Скакулино-Селижарово сохранилось практически нетронутым все железнодорожное хозяйство начала XX века. Это последний участок железных дорог в России еще царского времени. Неужели руководство ОАО "РЖД", столь пафосно декларирующее свою приверженность патриотическим чувствам, принимавшее участие в торжествах, посвященных 400-летию Дома Романовых, теперь решится своими руками сгубить последнюю дорогу, уцелевшую от времен русской царской династии? Безумие...

По официальной информации, опубликованной в СМИ, "Демонтаж рельсошпальной решетки производится в рамках программы планового капитального ремонта на 2013 год. Укладку нового полотна планируется завершить до 1 мая 2014 года. Как сообщила «Тверской службе новостей»  начальник службы корпоративных коммуникаций ОЖД Светлана Минина, устройства, являющиеся уникальными образцами исторического наследия, реконструировать или демонтировать не предполагается. Все ручные стрелочные переводы, жезловая система и семафоры будут сохранены". При этом, почему-то, "уникальным образцом исторического наследия" не названа сама дорога, которая на участке Торжок-Кувшиново почти не имеет исторической инфраструктуры, кроме себя самой, состоящей еще из исторических рельс и шпал. Налицо привычная подмена понятий: дом мы разрушим, но ценные исторические оконные наличники обязательно сохраним и наляпаем на новодел. Впрочем, грамотной реставрацией путей нужно заниматься доолго и тщательно. Проще дорогу демонтировать, тем более мы понимаем, что у главного железнодорожного монополиста России денег на реставрацию дороги нет...

Публикуемое фото взято с сайта "Афанасий-биржа", где размещалась новость о том, что в октябре 2013 года в Селижарове снимался очередной исторический художественный фильм, в котором использовался ретро-поезд и историческое железнодорожное хозяйство. Фильм будет последним?

P.S. Само ОАО "РЖД", если верить официальной информации на официальном же сайте компании, очень дорожит этой дорогой. Нижеследующая информация взята отсюда.

"Торжок - Осташков: последний маршрут в царскую Россию

Торжок-Осташков
   3Ветка Торжок - Осташков строилась практически одновременно с первой и главной железной дорогой России - Николаевской.

В начале 1910-х годов известная тверская предпринимательница, владелица целлюлозно-бумажной фабрики в селе Каменное Тысяцкой волости Юлия Михайловна Кувшинова задумала строительство железной дороги, желая соединить два крупнейших уездных центра - Торжок и Осташков. Но разрешение на строительство железной дороги можно было получить только при условии, что длина предполагаемого маршрута составит не менее 100 километров. Расстояние между городами было значительно меньше. И для того, чтобы получить законное право на строительство железной дороги, Кувшинова спроектировала путь не в виде прямой, а в виде изогнутых линий. Тем самым, необходимые 100 километров были набраны. Работы велись около 10 лет. Новая власть отнеслась к проекту предпринимательницы лояльно, и в начале 1920-х годов тишину вековых валдайских лесов нарушил первый паровоз. Одновременно строились пассажирские здания-вокзалы. В 1912-м – в селе Ранцево, в 1916-м – в Каменном. В 1938 году пристанционному поселку Каменное был присвоен статус города, который в знак благодарности переименовали в Кувшиново. Так же стала называться и одна из красивейших станций ветки, построенная знаменитой землячкой.

Торжок-Осташков
   2Сегодня Торжок – Осташков является уникальным маршрутом, железнодорожники называют его "железнодорожным заповедником" и "музеем под открытым небом". Здесь сохранилась и находится в действии практически вся железнодорожная атрибутика минувшего века: ветка Торжок - Осташков пролегает волнистыми зигзагами, спроектированными Юлией Кувшиновой; на станции - все тот же вокзал, построенный 90 лет назад; до сих пор сохранились и действуют семафоры и жезловые аппараты, ручные стрелки с "флюгарками", переездные деревянные шлагбаумы. Дежурные по станции передают и принимают у помощников машинистов жезлы, дающие поезду право занять перегон.

Во многих населенных пунктах, рассеянных между Торжком и Осташковым, нет автомобильных дорог, и только эта железная дорога помогает жителям пристанционных поселков поддерживать связь с внешним миром".


Метки: железная_дорога РЖД СМИ

Для печати
К началу

Показать все

comments powered by Disqus