18 Марта

2014

Давненько наши замечательные эксперты не выдавали своих коронных "локальных" псевдоохранных зон, обосновывающих очередное высотное строительство. И вот новый проект Постановления об утверждении границ зон охраны "повис" в интернете. Теперь планируется застроить высотками район возле фабрики Берга (ныне фабрика Вагжанова). Любовь эксперта Елены Кондаковой, разработавшей эти псевдоохранные зоны, к высотным зданиям сильнее, чем любовь к историческому наследию и даже сильнее стыда за то, что эта тверская "схема обоснования высотного строительства" уже понятна всем и по сути - незаконна. И все равно ведь чертят, рисуют, раскрашивают, а главное продолжают непонятно кому доказывать, что новые охранные зоны на отдельный объект культурного наследия важнее, чем объединенные охранные зоны всего города.

Ну это понятно, почему. Перед экспертом своей широкой грудью стоят сильные мира сего, которые всегда говорят: "черти, милая, свои чертежи, мы все обоснуем". Она и чертит, милая, пока ей аттестацию в Минкульте продлевают.

Теперь по сути. Вот уже много лет в Твери осуществляется практика обоснования высотного строительства в объединенных охранных зонах путем разработки локальной охранной зоны отдельный объект культурного наследия. И если объединенные охранные зоны не велят строить здесь выше 15 метров, то локальная охранная зона "разрешит" и обоснует тем, что 20-этажный дом будет располагаться не в контексте вляиния на городскую панораму, а в контексте влияния на отдельный памятник. Поясним. Многоэтажка на ул. Бакунина

выстроена так, чтобы ни в коем случае не загородить церковь Николая Чудотворца, что в Красной слободе (именно к ней сделана привязка локальной охранной зоны. Церковь, как и примеры ниже, и вовсе - выявленный на то время объект культурного наследия, на которые не разрабатываются зоны охраны). Она и не загораживает. Зато полностью перегородила панораму из Заволжья на комплекс Христорождественского монастыря. Но кого это волнует. Еще грустнее. Предполагается строительство высотки на ул. Маяковского. Локальные охранные зоны для нее защищают, не поверите, вот этот домик на ул. Набережная р. Волга 57/59:

А панорама Затверечья... Да кому она нужна:

Такая же история со скандальным строительством на ул. Московская. Все примеры нет смысла перечислять. Схема понятна - схема работает.

И вот на сегодняшний день мы имеем еще один проект такой псевдоохранной зоны, но уже на фабрику Берга. Пока это только проект. Но уже как проект он по закону не может быть утвержден. И здесь уже не до шуток.

Проект данного постановления не соответствует требованиям федерального и регионального законодательства в области охраны объектов культурного наследия, в частности:

- пп.2 п.1 ст.9.1, п.4 ст. 9.2, п. 11 ст. 33 Федерального закона № 73-ФЗ от 25.06.2002 г. – установление границы территории объекта культурного наследия как объекта градостроительной деятельности особого регулирования относится исключительно к полномочиям государственных органов охраны объектов культурного наследия. Данным постановлением утверждаются границы зон охраны и режимы использования земель и градостроительные регламенты объекта, в то же время в тексте приложения к проекту постановления указываются границы и режимы содержания территории данного объекта. При этом не указаны основания их установления. Основаниями может являться, в соответствии с пп. "з" п. 7 Положения о Главном управлении приказ уполномоченного государственного органа охраны объектов культурного наследия об их утверждении. Такой приказ Главным управлением не издавался, ссылка на него в данном постановлении отсутствует. Согласно п. 7 Положения о зонах охраны № 315, материалы по обоснованию проекта зон охраны включают в себя сведения об объекте культурного наследия, внесенные в реестр в соответствии со ст. 20 Федерального закона № 73-ФЗ. Согласно указанной статье, в реестр вносятся сведения, указанные в подпунктах 3 - 10 ст. 17 Федерального закона № 73-ФЗ, п.п. 9 которой предусматривает наличие описания утвержденных уполномоченным госорганом охраны границ территории объекта культурного наследия.

- п. 2, 3 Положения о зонах охраны № 315 – в соответствии с которыми, зоны охраны устанавливаются «на сопряженной с объектом культурного наследия территории», а границами зон охраны «являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде». В ряде мест на смежной с объектом культурного наследия территории вообще не установлена какая-либо зона охраны.

В приложениях к данному постановлению указано, что зоны регулирования застройки ЗР-1 и ЗР-2 и часть охранной зоны расположены не на сопряженной с объектом территории, а с разрывом. В границах улицы Спартака, непосредственно прилегающей (сопряженной территории) к не утвержденной территории памятника и к самому объекту (здание конторы) не установлены никакие ограничения, а охранная зона и зона регулирования застройки определена только на другой стороне улицы.

- Пункты пп.е) п.10, пп. з) п.11 Положения о Зонах охраны № 315 – в соответствии с данными нормами особый режим и регламент в границах охранной зоны и зоны регулирования застройки устанавливается с учетом сохранения, восстановления и обеспечения сохранности историко-градостроительной и природной среды, в том числе всех исторически ценных градоформирующих объектов. Однако в проекте данного постановления (в тексте и графической части) не указано, какие именно исторически ценные градоформирующие объекты подлежат сохранности. В графической части указаны только отдельные здания и сооружения не представляющие архитектурной и исторической ценности (21 шт.), а более сотни зданий и сооружений (в том числе 2-5 этажные) расположенные в границах проектируемых зон (охранной и регулирования застройки) и являющиеся историко-градостроительной средой объекта фактически не подлежат никакому сохранению. Это явно противоречит декларации Пояснительной записки к проекту постановления о том, что утверждение данного проекта «позволит сохранить ценный уголок исторического центра города, который не потерял цельности исторического восприятия». Следует также особо отметить, что в соответствии с действующим приказом Комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от 06.05.2010 г. № 87 на ул.Спартака расположены исторически-ценные градоформирующие объекты (ул. Спартака, 9, 10, 19, 45А, 46), в том числе часть Историко-архитектурного комплекса общественных и промышленных зданий бумагопрядильной и ткацкой фабрики Товарищества Рождественской мануфактуры П.В.Берга (№ 322 приложения к приказу), которая по неизвестным причинам вообще не вошла в границы проектируемых зон охраны – это система водозаборных и очистных сооружений на реке Тьмаке.

- режимы использования земель и градостроительные регламенты охранной зоны не соответствуют требованиям п. 2 ст.34 Федерального закона № 73-ФЗ, пп. а) пункта 10 Положения о зонах охраны № 315 – в соответствии с текстовым приложением (стр. 8) на территории охранной зоны возможно новое строительство объектов, что прямо противоречит требованиям законодательства в соответствии с которыми в охранной зоне возможно исключительно сохранение и регенерация (восстановление) историко-градостроительной среды (исторически ценных градоформирующих объектов).

- в текстовом приложении ряд формулировок противоречат друг другу или имеют двойную трактовку, что может повлечь за собой злоупотребления как контролирующих органов, так и застройщиков. Например в тексте указано, что «не допускается возведение построек, диссонирующих в стилистическом и объемно-композиционном отношении с … существующей традиционной застройкой», а понятия такой застройки в тексте нет, как нет указания на ее существование в графических материалах. Также в соответствии с текстовой частью на территории зоны охраняемого природного ландшафта ЗЛ-1 в одном месте указано, что «допускается новое строительство с ограничениями», а режимы и регламенты строительство запрещают. Перечень противоречий текста приложения к проекту постановления данными примерами не ограничивается.

По нашему мнению, проект данного нормативно-правового акта содержит коррупционные факторы и не может быть принят в данной редакции.

Сегодня, как мы видим, историческая Тверь находится под действием мощнейшего административного пресса самого высокого уровня. Строительное лобби лезет в центр, на готовые коммуникации, не желая вкладываться в периферии, готовое давать большие откаты в самые разные властные структуры, порождающие подобные проекты, обосновывающие хоть продажу родины. Проект зон охраны на региональный ОКН - фабрику Берга, это по сути - продолжение уже утвержденных зон на Архиерейский парк, а в целом - следование безграмотному незаконному новому генеральному плану Твери 2012 года, судьба которого до сих пор покрыта туманом в прокурорских кабинетах.

Но чьим бы следствием не являлся этот проект зон охраны, его утверждение и возможная реализация приведет к быстрой гибели все еще сохраняющейся панорамы Затьмачья.


Метки: высотки главное_управление охранные_зоны проект_постановления

Для печати
К началу

Показать все

comments powered by Disqus