11 Ноября

2015

Матушка Иоанна (Калашникова), настоятельница монастыря в Торопце, провела нам экскурсию по Свято-Тихоновскому монастырю. Кстати, не только нам, перед нами (но без «Тверских сводов», конечно) на уникальные фрески Никольского собора, созданные на рубеже XVIII-XIX вв. посмотрели и заместитель председателя правительства Тверской области Светлана Вержбицкая, и митрополит  Тверской и Кашинский Виктор, и епископ Ржевский и Торопецкий Адриан. Кажется, давно в этих стенах такого количества высоких гостей не было. В этом, 2015 году, сюда стало возможно впервые завести довольно безопасно людей – лестницы и полы в галерее доделаны, не нужно балансировать по шатким доскам.

Матушка была откровенно озадачена. Озадачена вполне понятными вещами. В соборе везде провели отопление – дело хорошее само по себе. Но очень спорное, учитывая, что собор, вообще-то был всегда холодным, а теплым в нем являлся только придел. Теперь же батареи поставили и в холодном храме под восьмериком, и в галерее. Наверное, надо было матушке вмешаться – но она не вмешалась, поскольку вообще-то памятник федеральный, а она – в самом деле не специалист.

Батареи поставили. И вот тогда выяснилось, что в галереях проектом предусматриваются однослойные деревянные рамы – под летний вариант. Зачем под ними батареи, которые, в случае включения, будут обогревать улицу, непонятно.

К сожалению, и мы можем тут только развести руками – глупость не ведает границ. В галереях, где установлено отопление, наверное, можно было и двойные рамы поставить – в них нет ничего старинного. И сами они – это во многом продукт реставрационной фантазии конца 2000-х гг., когда собор делала «Тверьпроектреставрация». (Фантазии, правда, основанной на старинных фотографиях). А вот батареи отопления в холодном соборе – штука новая. Тем более, что сделаны они лихо, вплотную к стенам, без всякого учета того, что на стенах сохранилась живопись двухсотлетней давности.

Пол, кстати, в соборе XVII века, видимо, будет из керамогранита. Вот примерно такой:

Это – так сказать, одна половина истории. На сайте главного управления по госохране объектов культурного наследия висит с лета вот такая экспертиза на проведение работ в Никольском соборе Свято-Тихоновского монастыря. Желающие могут ознакомиться с сим творением московских экспертов.

Экспертиза - ну очень чуднАя. После обширного лирического вступления о расположенном в 263 км от Твери Торопце с повторением откровенно легендарных сведений о монастыре и многочисленными отступлениями на рассказ о другой, Покровской, церкви (которая в данном случае экспертам, по идее, не должна быть интересна) следует очень осторожный, обтекаемый, рассказ о храме почти без ссылок на источники, разве что «по имеющимся сведениям», «по воспоминаниям современников». Бывали ли эксперты в Торопце, открывали ли они вообще сайты, на которых выложены фотографии этого города (например, сайт Павла Захарова) не ясно. Если бы открывали, то знали бы, что бомба в придел Никольского собора попадала очень даже конкретно, а не потому, что «имеются свидетельства» об этом. Вот это фото, правда, на сайте оно дано неверно, в зеркальном развороте. Мы даем правильно. У Никольской церкви (она к нам ближе) виден разбитый Сергиевский придел с разбитой апсидой и разрушенной галереей.

Экспертиза очень подробно расписывает, какие живописные композиции должны появиться в Сергиевском приделе и какой там будет иконостас. Еще раз укажем – после войны от придела оставались полторы стены, свод и остатки галереи с запада. Остальное появилось в ходе двух реставраций – 1970-х и 2000-х гг. Конечно, хорошо, что работы по росписи и украшению придела, которые проводятся там и сейчас, приведут (надеемся) к воссозданию придела в более-менее первоначальном виде. Но нас-то интересует судьба старой части – собственно Никольского придела.

На с. 9 сообщается первая очень важная информация – о дате росписи Никольского собора: 1801-1802 годы. Она полностью соответствует той живописи, которая уцелела на стенах свода, восьмерика и верха четверика. Но дальше зачем-то идет подробный пересказ описи середины XIX века, описывающей роспись алтарной части. Зачем? От этой росписи не сохранилось вообще ничего, и стены там заново оштукатурены. Но экспертам это почему-то неизвестно. Еще раз – а они вообще в собор заходили?

Подозрение усиливается, когда читаешь еще две страницы с описанием архивной фотографии полностью же утраченного главного иконостаса. Ну, и привели бы ту фотография, не марали бы бумагу. Тем более, что мы ждем, когда же будет заключение о той живописи, которая есть.

А… нет такого описания. Как будто этой живописи вообще не существует – ни в общих сведениях, ни в натурных описаниях ни строчки о сохранившихся композициях, способах их сохранения мы не найдем. Единственно: «можно предположить, что стенопись в четверике была полностью сюжетно и композиционно переписана». Что, мягко говоря, абсолютно не соответствует истине. Она была прописана маслом, да, была сильно загрязнена, но все сюжеты читаются хорошо – разумеется, там, где они сохранились. На страницах 17-18 как-то очень вскользь и мутно говорится о дезинфекции стенописи и ее укреплении, но все время речь соскальзывает на желание как можно быстрее перейти к дописыванию, созданию новых композиций, «в продолжение главной темы росписей храма». (А какая это главная тема? И это вовсе не только чудеса святителя Николая, как априори полагают эксперты).

В общем, «проектная документация разработана  ООО «ЭШЕЛЪ» имеющим лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации от 13.03.2014 №МКРФ 01540…»

Эксперты ее только одобрили. Она, по их версии, «в полной мере соответствует требованиям законодательства Российской Федерации в сфере охраны объектов культурного наследия».

Дабы не утомлять читателей, рекомендуем перейти еще и по этой ссылке, где указаны объекты, по которым ведутся сейчас работы ООО «ЭШЕЛЪ». Среди них граждане, следящие за происходящим в России процессом уничтожения  реставрации памятников в сжатые временные сроки и при хроническом недофинансировании, легко найдут и такие знаковые, как Богоявленский собор Авраамиева монастыря в Ростове Великом, памятно рухнувший в этом, 2015 году и фактически брошенный в раскрытом виде под зиму прямо в эти дни октября-ноября 2015 года. (Здесь ссылка на You tube с роликом на эту тему). Фото 26 октября 2015 года Ольги Мазановой (Ярославль).

Мы, конечно, экспертизе по торопецкому храму рады уже за то, что она дает положительное заключение на реставрацию иконостаса (которого нет) и монументальной живописи (ура!). Нам только боязно за то, как это будет делаться. Тем более, что матушка Иоанна несколько раз уже вытаскивала в дупель пьяных «реставраторов» из канавы – чтобы не брать грех на душу, а то замерзнет ведь сердешный насмерть. И где - на территории женского монастыря!

А напоследок – вот эта композиция с всадниками апокалипсиса умрет после включения отопления первой – от батареи до нее (а она висит только на штукатурке, почти не держась на стене) – меньше метра. Мы не настаиваем, что именно эти персонажи явятся потом торопецким «реставраторам» в страшных кошмарах. Но… убоялись бы Бога, что ли, если уж ничего другого не боитесь.

И очень надеемся на комментарии со стороны тех, кто реально осуществляет авторский надзор за реставрационными работами в Торопце. Ау? Где вы? Матушка Иоанна никого не видела уже очень давно.


Метки: реставрация фрески экспертиза

Для печати
К началу

Показать все

comments powered by Disqus