Старейшее из тверских предприятий текстильной промышленности. Основана в 1853 году московскими купцами Каулиным и Залогиным, в конце XIX века перешла во владение Берга. При нем окончательно формируется огромный фабричный комплекс, включавший в себя территорию от Архиерейской слободки до Христорождественского монастыря. В настоящее время "городок фабрики Берга", в отличие от Морозовского городка, утратил значительную часть своих построек и представляет собой один комплекс из трех жилых казарм, бань, а также  здания ДК им. Трусова, построенное в 1930-1950-х гг. (О них см. "Спартака ул". Но сохранилось само здание фабрик, несмотря на большие разрушения военного времени, до сих пор - самый стилистически и художественной интересный ансамбль промышленной архитектуры рубежа XIX-XX вв. в Твери.

Фабрика действующая. Внутри цехов ведется реконструкция. Наружный вид здания фабрики мало изменился с 1950-х гг., комплекс занимает очень важное место в панораме Затьмачья и всего района возле Христорождественского монастыря.

"Вагжановка", как ее знают многие горожане старшего поколения, получила свое название по имени депутата 2 Государственной думы большевика Александра Петровича Вагжанова (1877-1919), в 1917 году председателя Тверского губисполкома. Памятник ему (1967, скульптор А.М. Сперанский) и теперь стоит на территории фабрики, не на прежнем, самом почетном месте, но и не на задворках.

Но к зданиям, которые здесь стоят, лично он не имел никакого отношения. Огромная мануфактура требовала в конце XIX века свыше полутора тысяч постоянных рабочих, и таких, как Вагжанов, здесь было не одна сотня. Здание фабрики - это комплекс возведенных в разное (хотя и близкое) время построек, в отличие от Морозовской фабрики, объединенных в сложный, асимметричный, но тем не менее очень живописный объем, напоминающий средневековый монастырь где-нибудь в Северной Европе. Кирпичный стиль русской промышленной архитектуры вообще близок кирпичной северной готике, ей следовали сознательно, вплоть до деталей. Редкий случай - производственное здание запечатлел С.М. Прокудин-Горский):

(За исключением этого фото все остальные старые фотографии из коллекции Тверского Государственного объединенного музея, взяты с официального сайта Рождественской мануфакутуры). Сравнение с фотографией 1950-х гг., сделанной с того же ракурса, но представляющая фабрику не просто реконструированную, но и восстановленную после войны, позволяет определить, расположение зданий.

А еще нам помогут данные немецкой аэрофотосъемки, причем, к сожалению, здесь они являют тот случай, когда тщательно фотографировался объект, для того, чтобы его уничтожить. Желтым обозначены границы современной фабрики, а оранжевым - той части, которая уцелела от "городка фабрики Берга". С юга обе эти зоны выходят на улицу Каулинские горки (Спартака).

Эта же фабрика после пожара и уничтожения (фрагмент фото 1943 года с сайта WWII Aerial Photos and Maps) и из фондов ТЦДНИ:

Обратите внимание, как выборочно по фабрике пришелся удар - уничтожено ДК (нынешнее здание все-таки 1930-х гг., а не 1958, как на нем значится), и сами цеха. Дома практически нетронуты. Зато корпуса фабрик видны очень хорошо, вплоть до их структуры. Основное производственное здание имеет изломанную форму, образуя два внутренних двора. Вот первый из них в его современном виде. Это вид на фабрику со стороны Тьмаки, ее главный вход со стороны города.

С Затьмачьем фабрику соединяет мост, построенный около 1900 года и с тех пор сменивший только настил, основания моста сохранились прежние:

В настоящее время фасад фабрики от реки определяет корпус, который советское время был учебным, к фабрике сейчас не относится (его арендуют различные организации), это любопытное сооружение рубежа XIX-XX вв.. Главный фасад обращен к фабричному двору и практически недоступен для обозрения, вплотную к нему подходит глухой забор.

Полное представление о фабрике лучше получить, имея скрин с Яндекс-карты, на который мы нанесли части, сообразно времени их появления (функциональное назначение помещений необходимо уточнять).

Желтым обозначены части середины XIX века, красным - 2 половины XIX века, оранжевым - начала XX вв. Главный производственный корпус фабрики - это огромное по дореволюционным меркам сооружение, красота которого - в размеренном ритме широких крупных объемов, разбавленных вертикалями вышек и труб, оживленных рядами оконных проемов. Фабрика, как можно заключить, уже в 1859 году была четырехэтажной. Тогда это был П-образный корпус с вышкой, длиной около 110 м, шириной до 20 м. Этот корпус - именно то, что сейчас является центральной частью фабричного комплекса. Со стороны улицы Спартака это здание облицовано кирпичом в советское время и не просматривается:

Единственно, что доступно оценке - верхний карниз и технологическая башня. Силуэт здания тщательно проработан, хорошо воспринимается издали и вблизи.

Особенно примечательна вышка (башня) над центральным корпусом. Она пустая сейчас и совершенно не функциональная. Прежде в ней располагались баки для воды (на фабрике имелись несколько паровых машин), но и изначально она выполняет декоративную функцию. Вид со стороны города:

И вид со стороны Тьмаки. Здесь видно, что она построена в два приема - в середине и конце XIX столетия (разный цвет кирпича):

Более-менее от старой части доступен обозрению юго-восточный угол старого корпуса. На фото ниже он левее. В правой части снимка хорошо видно, как примыкает восточная пристройка с более широкими оконными проемами и более высокими потолками:

Эта восточная пристройка появилась чуть позже, вероятно, в 1860-1880-х гг. Она хорошо просматривается и со стороны реки. На фото ниже - ее фасад справа (восточный фасад, слева - пристройка конца XIX- начала XX вв.). Обратите внимание, как (после войны?) были перебиты изначальные небольшие оконные проемы с полукруглыми завершениями:

И западный фасад этого же, одного из старейших корпусов. Обратите внимание на иные (только здесь полукруглые) оконные проемы и несколько меньший их размер в сравнению с окнами более поздних пристроек. Корпус очевидно, перестраивался в последующие десятилетия, но вряд ли изначальные стены были полностью заменены:

У его основания уцелел изящный портал, с декором из квадров разной величины - прекрасный памятник ранней эклектики:

Старая лицевая кладка:

Большое внимание уделялось восприятию всего сооружения издали. Лучше всего сохранилось восточное крыло центрального здания, обращенное к Тьмаке:

С восточной стороны в конце XIX или, скорее, начале XX века пристроен еще один, равный по высоте монументальный корпус, суховатый и менее богатый по архитектурной отделке:

С юго-западной стороны старейшую часть фабрики закрывает советская послевоенная пристройка - откровенно дисгармонирующий элемент в ансамбле (слева на фото виден за аркой торец стены 3 четверти XIX века):

С северной стороны к центральному корпусу пристроена труба (вероятно, конца XIX в.), единственная уцелевшая из трех, видных у Прокудина-Горского. Труба - особенно примечательное сооружение, когда-то их было множество на предприятиях города, уцелели единицы, и все, кроме этой, невысокие. Эта труба - настоящий памятник целой эпохи. Она выполняет роль основной вертикали комплекса.

Фактически, это триумфальная колонна победившего в конце XIX века капитализма в России. С высоким граненым стволом, капителью с карнизом с сухариками

И постаментом, ничуть не хуже, чем у имперских колонн Рима и Константинополя. Обработка базы близка аналогичной отделке трубы на фабрике Рябушинского ("Парижская коммуна") в Вышнем Волочке.

Под этой трубой-колонной расположено самое красивое в комплексе здание механического цеха - по-видимому, последнее по времени появления во всем комплексе фабрики. Оно закрывает изначальный фасад 1850-х гг., но вполне отвечает роли замещать парадный вид на центральную часть фабричного здания. Это здание - самое нарядное по декору в комплексе "Рождественской мануфактуры". К сожалению, за еще более поздними пристройками рассмотреть его целиком очень трудно. Старое фото:

Детали. Фронтон. На фронтоне сохранилась дата постройки "1911 год".

Элементы кирпичной лицевой кладки - многообломный карниз, пилястры с вертикальными желобами:

Трехэтажный западный корпус также уже существовал изначально, судя по описанию 1859 года. Но нынешний вид его явно относится к более позднему времени, когда старое здание было полностью переделано с перебивкой оконных проемов и значительной перекладкой стен. Кроме того, помещения здесь серьезно пострадали в годы войны и в целом сохранились хуже. При восстановлении после войны многие из них были достроены и обстроены. Корпус также не одновременно выстроен. Старейшей частью является его северо-западный угол и часть западной стены:

Здесь местами сохранился первоначальный декор 3 четверти XIX века с редкими межэтажными карнизами-городками. Заметно, что окно, пробитое в конце XIX- начале XX вв., не совпало своей верхней частью с этим карнизом.

Интересен один из поздних (видимо, уже 1900-х гг.) цехов (ткацкий), архитектура которого отражает уже тенденции раннего конструктивизма. Находится он в северо-восточном углу западного корпуса.

С южной стороны западный корпус закрыт двум огромной пристройками конца XIX - начала XX вв., которые, в свою очередь, сильно переделаны в советское время.

Из их отделки (очень простой) примечательны разве что металлические стяжки:

В целом, однако, с этой стороны металлические стяжки проще, оконные проемы грубее, следы советских ремонтов местами очень явственны.

Очень любопытной деталью, характеризующей поздний дореволюционный период истории фабрики, являются пристроенные с южной стороны довольно прихотливые железобетонные галереи-вестибюли 1910-х гг., идущие вдоль всего фасада главного корпуса. Здесь находятся двери на фабрику для рабочих (рядом - проходная 1950-х гг.). Несмотря на обстройку, эта часть здания еще хранит архитектурные детали рубежа XIX-XX вв.

Знакомясь с фабрикой, нельзя не поразиться ее сходству с романским или кирпичным готическим собором. Это сходство усиливается наличием на ее стенах множества мелких деталей, каждая из которых, оказавшись на огромной плоскости краснокирпичной стены с лицевой кладкой, "играет", держит взгляд и имеет для художественого облика здания очень большое значение. На восточном (позднем) корпусе сохранилось несколько балконов пожарных лестниц.

Детали крупно:

Превосходная дореволюционная лицевая кладка без советских поновлений (восточный корпус конца XIX-XX вв.)

Комплекс фабрики "Рождественская мануфактура" интересен как хорошо сохранившийся образец промышленной архитектуры середины и рубежа XIX-XX вв. Он производит значительно более цельное и сильное впечатление, чем фабричный комплекс Морозовской мануфактуры, а в связи с тем, что расположен вблизи исторического центра города, играет важную роль в его панораме. И эта роль - положительная, несмотря на то, что по идее, фабрика должна контрастировать с обликом мещанской застройки. Строители комплекса изначально понимали, что возводят городскую доминанту, но им удалось, создавая комплекс фабрики (в единстве с "фабричным городком") создать и богатый силуэт, и интереснейшие в архитектурном отношении сооружения. Этому можно только поучиться современным создателям архитектурных доминант Твери, большинство из которых откровенно бездарны и на своих местах - неуместны. А исторический ансамбль, как это часто бывает, остается совершенно не оцененным и пребывающим в небрежении.

Павел Иванов. Фото автора, март 2013 года. Фото Татьяны Киселевой, май 2015 года.


Метки: казарма модерн мост труба фабрика электростанция Для печати
К началу
Координаты: 56.850808,35.887742 google maps

Показать все

comments powered by Disqus