Один из главных архитектурных ансамблей Торжка, включающий два ампирных собора - Спасо-Преображенский (1822) и Входа Господня в Иерусалим (1842). Ансамбль сменил целый "букет" больших и малых каменных и деревянных церквей, существовавших на этом месте как минимум с XII века, и играет чрезвычайно важную роль в формировании облика центра Торжка.

К осени 2017 года оба храма, долгое время использовавшиеся под производственные площади, пустуют. В 2017 году начат процесс передачи их под подворье Ниловой пустыни.

Место новоторжского кремля в XVII веке неоднократно становилось предметом зарисовок иностранных путешественников. Старейшее - из альбома Адама Олеария (1634).

На протяжении конца XVII-XVIII вв. возле собора существовали несколько церквей. Деревянную церковь Афанасия и Кирилла Александрийских в 1769 году сменила каменная церковь Николая чудотворца, разобранная в 1840 году. В 1742 году упоминается деревянный храм святой Иулиании близ места погребения святой благоверной княгини Иулиании Новоторжской. Вид центра Торжка из альбома Августина Мейерберга (1661):

Как показали раскопки А.М. Салимова 2007-2008 гг., восточная стена собора 1822 года разрезала древний собор пополам по линии север-юг, почти по линии восточных подкупольных столбов, и восточная часть фундаментов и нижних частей стен древнего здания уцелела, пострадав уже от советского благоустройства 1970-х годов: в частности, колодец канализационного коллектора был установлен прямо на место древнего престола. Раскопки также показали, что храм представлял собой огромное по меркам XIV века сооружение (в среднем 18х18 м), окруженное с южной, восточной, а также, вероятно, и с других сторон узкими галереями, в которых были устроены захоронения. Из документов известно, что в соборе в древности был один придел - Входа в Иерусалим, который располагался на хорах. При разборке собора в 1812-1814 годах были обнаружены два пустых каменных гроба в юго-западном углу (в настоящее время их местонахождение неизвестно), а в юго-восточном - каменный тоннель и спуск (к реке?), а также гробница княгини Иулиании. Последняя была оставлена на своем месте в подвале нового собора. Открыты мощи святой княгини были только в советское время в 1920-х годах, но после закрытия храма в 1930-х годах и гробница, и мощи пропали. Вид древнего собора на гравюре по рисунку Николааса Витсена (1665):

Регулярный план Торжка 1767-1779 годов практически не затрагивал кремлевскую территорию Нижнего Городища, долгое время остававшуюся еще островком средневекового города. И лишь к 1840-м годам она приобрела вид открытого в сторону реки великолепного классического ансамбля, запечатленного на многочисленных фотографиях:

Этот вид, к счастью, не очень сильно изменился и в наши дни (фото Александра Дылевского):

С.М. Прокудин-Горский:

Утраты начались уже в раннее советское время. У закрытой в 1920-х годах церкви Входа в Иерусалим была разобрана колокольня, еще до войны на ее территории появились сараи и пристройки к зданию. В период бомбардировок Торжка немецко-фашисткой авиацией 13-14 октября 1941 года была практически полностью уничтожена деревянная застройка этой части города. Каменные здания на набережной, видные на фото Прокудина-Горского, были разобраны после войны. На их месте сейчас советская застройка 1950-х годов, а в 1966 году между ней и соборами прошла трасса нового моста через Тверцу. В 1970-х территория обеих церквей была отдана заводу "Элма", к церкви Входа в Иерусалим была сделана крупная пристройка с южной стороны с трубой от котельной.

В 1972-1975 гг. комплекс обеих церквей был отреставрирован снаружи. При этом внутри в Спасо-Преображенском соборе были устроены переборки, настолько капитальные, что даже удаление их будет стоит немалых средств. Здание сверху донизу переделано для заводских нужд. В частности, так выглядит подвал собора, место, где с 1406 по 1930 годы находилось место погребения княгини Иулиании:

При этом реставрация снаружи позволила этому ансамблю в большей части вернуть себе то исключительное место, которое соборный комплекс Торжка играл до революции. Это значение в полной мере можно ощутить, гуляя по городу, в котором из разных мест можно увидеть живописное многоглавие двух соборов, обычно в сочетании с еще какой-то церковью на городском посаде. Вид с Красной Горы:

С левого берега от места церкви Дмитрия Солунского:

С левого берега, от дома Олениных:

С колокольни Борисоглебского монастыря...

И так далее. Но лучшим из всех является, безусловно, вид с Тверецкой набережной, при котором оба храма, стоящие на слегка возвышенном правом берегу, зрительно кажутся поднятыми на небольшой пьедестал и воспринимаются наиболее цельно при медленном движении вдоль берега (фото Александра Дылевского, март 2016 года).

Архитектурно они близки. Спасо-Преображенский собор с приделами в честь святой Иулиании Новоторжской и иконы Пресвятой Богородицы Муромской-Выдропужской, построен по проекту, видимо, К.И. Росси, воплощенному в эти же годы еще один раз - в соборе Христорождественского монастыря в Твери (1813-1820). Но сравнение безусловно говорит в пользу новоторжского храма - он значительно отличается от тверского в сторону большей пропорциональности, верности классическому ордеру, а также по богатству деталей и качеству отделки. (Оба вида храмов для сравнения - с запада).

В Торжке грамотнее выполнен портик, не забыты стенные лежачие прямоугольные ниши, серповидное окно над входом, мутулы во фронтоне и в карнизе, сами карнизы сделаны более широко и смело, что зрительно заостряет пропорции верхней части здания,

центральная глава сделана выше, украшена мутулами, вместо пилястр (как в Твери) устроены пристенные колонны ионического ордера с белокаменной резьбой и роскошным лепным карнизом с херувимами и гирляндами. Точно соблюдены положенные соотношения для выбранного антамблемента.

Это не считая самих пропорций стен и оформления наличников окон, которые в Торжке аккуратнее, намного вернее с точки зрения стиля и ордера выполнены. Главы завершены в Торжке сравнительно более высокими куполами, переход к которым выше уровня карнизов осуществлен через двойной постамент, отчего главы кажутся еще легче и стройнее.

В оправдание тверскому храму нужно сказать, что последний строился в условиях жесточайшей нехватки средств, после разборки рухнувшего в 1813 году почти достроенного собора 1810 года и, вероятно, частично тем же подрядчиком, который явно не относился к числу лучших строителей того времени в Тверской губернии. Этот факт говорит и о том, насколько серьезно могут даже ампирные храмы отличаться на практике от того варианта, который имелся в проекте или был уже где-то воплощен как образец.

Интерьер собора в Торжке не подвергался в течение XIX столетия каким-либо серьезным переделкам, благодаря чему к началу XX столетия имел большую художественную ценность как памятник живописи и резьбы 1 четверти XIX века (в этом тоже его отличие от тверского собрата, за XIX век минимум трижды менявшего свой интерьер) - фото из книги Ю. и З. Шамуриных "Калуга, Тверь, Тула, Торжок" (1913):

До настоящего времени из этого интерьера сохранилась только лепнина карниза главного купола - великолепной сохранности образец лепной декорации 1 четверти XIX века, почти без утрат:

Фрагмент:

Кроме того уцелели небольшие остатки лепнины на арках центрального подкупольного креста:

Само пространство под центральным куполом покрыто толстым слоем советской штукатурки и покраски. Есть ли под ними живопись - неизвестно.

Открыты в интерьер все четыре боковых купола. Но в таком же состоянии, как и центральный.

Разделенное потолком напополам пространство собора изрисовано вандалами - местными школьниками, попавшими сюда совсем надавно, когда здание перестало быть цехом.

Собор сохранил белокаменный цоколь и лестницы (аналогичные в Твери, к сожалению, утрачены).

А также полуподвальные окна, оформленные арочками  изящного рисунка. Особенностью здания было богослужебное использование этого нижнего помещения.

Церковь Входа в Иерусалим - очень хороший памятник позднего ампира, до сих пор остающася частично занятой под производственные помещения. Она была раньше собора превращена в цех (в 1930-1960-х гг. использовалась как хлебозавод).

Ее главное архитектурное достоинство - хорошо и качественно выполненный купол, вторящий рисунку куполов Спасо-Преображенского собора. Своим двойным карнизом и базиликальным планом церковь заставляет вспомнить большие храмы Петербурга, такие как Казанский собор или, особенно, Троицкий в Александро-Невской лавре. Ориентация на них в провинции в 1840-х годах вполне ожидаема.

В деталях здесь много утрат: сильно поврежден в советское время карниз, пристройки и внутренние переборки полностью уничтожили исторический интерьер здания (их остатки возможны только в куполе, где мы пока не имели возможности побывать).

Отделка фасадов лучше всего сохранилась в юго-восточном углу, обращает на себя внимание хорошо исполненный южный фронтон с тосканскими пилястрами, вторящими портикам Спасо-Преображенского собора.

Оба здания окружает ограда. Оригинальная вся утрачена, но сохранились ее металлические прясла, вложенные в новые столбики, выложенные уже в 1970-х годах.

Соборный комплекс заслуживает к себе самого бережного отношения и реставрации как один из ансамблей, фактически формирующих облик Торжка. Его расположение в туристической зоне, на дороге в Осташков и Тверь, делает его восстановление актуальной задачей в поднятии престижа и значения Торжка как центра всероссийского туризма. Пока это выразилось в установке пяти крестов (как обещано, временных, поэтому простой, не исторической, формы) на купола Спасо-Преображенского собора.

Павел Иванов. Фото автора и Александра Дылевского. 2008, 2010, 2015-2017 гг.


Метки: ампир Входа_в_Иерусалим Росси собор Спасо-Преображенская церковь Описание объекта на "Храмах России" Для печати
К началу
Координаты: 57.038562,34.958729 google maps

comments powered by Disqus