03 Июня

2013

Было несколько вариантов регулярной планировки, спешно дорабатывавшихся уже в процессе затеянной грандиозной реконструкции города после великого пожара 12 мая 1763 года. Итоговый вариант явился к концу 1763 года, а одобрен высочайше в 1767-м.

Сравнивая первый вариант с более поздним и осуществленным, видно, что вся проблема была в городских церквях: они (черные пятнышки на плане - это как раз храмы и другие уцелевшие каменные строения) могли оказаться в глубине кварталов. Но в итоге сказалась инерция старой городской среды. Победила традиция, согласно которой церкви должны стоять на улицах, а не на задворках. Потом эта показная прилюдность многим церквям стоила жизни: церкви перестраивали по новым вкусам, безжалостно «исправляли» их фасады, а при советской власти и вовсе сносили. Уцелели только те храмы, которые «не попали» на перекрестки и площади, да и то не все (сохранились так, в частности, церкви Рождества Христова и Вознесения).

Мы остановились там, где стояла Ильинская церковь: на перекрестке у съезда с Нового моста. Но на мост пока не пойдем, а попытаемся остановиться, хотя это сделать нелегко: тут всегда оживленно. Ильинский храм был заметным сооружением, в XVIII–XIX веках отмечавшим границу городских зон. Ближе к кремлю шли общественные здания, а за церковью – застройка посада.

Сейчас таким зональным ориентиром служит для нас соседний храм Вознесения, или Вознесенский собор (1833), случайно оказавшийся на пересечении двух главных городских магистралей и, к счастью, уцелевший. Советское время лишило его роскошного дома причта перед колокольней с западной стороны, но и открыло для всеобщего обозрения.

Как памятник собор не так прост, как кажется при первом взгляде на него. Его колокольня построена в два приема: около 1805 года сооружены два нижних яруса, а в 1903 году Виктор Назарин построил верхний. Занятно, что юго-западный угол собора еще древнее: при недавних штукатурных работах открылись на западной стене у колокольни заложенные окна и рустованный угол более раннего храма, видимо, второй половины XVIII века. Но не исключено, что и этот храм – не первый каменный на этом месте. Вознесенский собор объединил два очень чтимых древних храма посада: Вознесения и Богоявления. Третий престол здесь был до революции в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских. Вознесенский храм в 1923–1935 годах был кафедральным собором епархии. Внутри, после того как из здания выехала промышленная выставка (в 1993 году), не были разобраны все переборки. Придел теперь остался один – Богоявленский – на импровизированных хорах (их не было до революции). Еще на одну деталь можно обратить внимание как на казус современного церковного стиля: местный ряд главного иконостаса представляет собой копию такового ряда в одном из приделов Успенской церкви в селе Завидово Конаковского района. Иконы там начала XVIII века украинского письма. Более неудачный выбор образов для центрального собора современной епархии трудно вообразить. Стиль икон и храма совершенно противоположные. Однако… (Желающим посмотреть интерьер собора в подробностях, советуем кликнуть сюда).

От Вознесенского храма лучше вернуться к Волге и пройтись по набережной, хотя летом и зимой здесь постоянно припарковано множество авто. Главной архитектурной доминантой является кинотеатр «Звезда» (1935) – безусловно, красивое и очень стильное здание, напоминающее европейский средневековый собор. Оно и есть что-то вроде храма «важнейшего из искусств», и теперь выполняет функции городской доминанты вместо двух утраченных по соседству храмов. Кроме того, оно в полной мере олицетворение «тусовочного» пятачка в центре города – с ярким уличным освещением вокруг, рекламами, неоновым экраном во весь фасад, несколькими кафе и клубами, а также, само собой, парковками.

На месте «Дома Ворошиловских стрелков», или «Дома на Набережной» (1935), стоял корпус Провиантских складов, а дальше от Волги вплоть до Советской улицы мы встретим только один старый дом (№ 2 по Вольного Новгорода).

Квартал этот в 1941 году дотла выгорел, и после войны здесь почти ничего старого не осталось. Домов, кстати, и до революции было совсем немного – большая часть зданий нежилые; по Ильинскому переулку в одном из таких работал популярный до революции кинотеатр «Эрмитаж».

Такое использование земли здесь пошло со средних веков. Основную часть обширного пространства между Волгой, кремлем, Ильинским храмом и Никольским монастырем (потом Знаменской церковью, а теперь библиотекой имени А.М. Горького) занимали склады, лавки и кузницы. Примерно на линии Свободного (Знаменского) переулка, там, где теперь «Звезда», стоял в древности храм Косьмы и Дамиана (признак присутствия кузнецов задолго до XVII века), и отсюда начиналась «полоса отчуждения» вокруг кремля с целью сохранения его от пожаров (хотя, как раз наоборот, все катастрофические пожары в Твери в кремле и начинались). При Екатерине II здесь хотели строить Путевой дворец, но в итоге осталась пустая площадь, а в 1850-х годах был разбит общественный сад.

На краю площади, на месте библиотеки имени А.М. Горького, стоял Знаменский храм. У него странная судьба. Находившийся напротив кремля Никольский монастырь «по конец Владимирского моста» имел все шансы сгинуть бесследно вместе с многочисленными деревянными церквушками конца XVI века в пору запустения города после Смуты. Но, хотя монастырь никогда уже не возродился, храм (но уже не Никольский, а Знаменский) в конце XVII века был отстроен вновь. В первой половине XVIII века этот район стал самым центром города, тут были двор «именитых людей Строгановых», кабак, приказная изба (грубо говоря, городские департаменты), ну и, конечно, должен был появиться и храм (и не один, но Скорбященский храм по соседству просуществовал меньше двух десятилетий в середине XVIII века и был перенесен существующее место на бывшую окраину). Знаменский храм выглядел после всех перестроек так:

Беда его была в том, что густонаселенным центром города этот район пробыл недолго. После возрождения города в конце XVII века жизнь кипела здесь до пожара 1763 года, а затем до советского времени вновь не было никакого «народного движения». Из-за чего А.Н. Островский, живший по соседству в 1850-х годах в гостинице купца Барсукова на Миллионной (теперь это трехэтажный дом в ряду «фасады» на центральной улице города, он сохранился, и о нем мы еще поговорим) жаловался на «пустынность тверских улиц».

Если бы Островский знал причину этой «пустынности», он вряд ли бы так возмущался. Жителей за сто лет до него просто «попросили» покинуть данную часть города, которая затевалась как парадный его фасад, и портить его всяким обывателям не полагалось. А Знаменский храм оказался заложником этого решения.

Хотя его успел построить в камне купец Янковский в 1734 году, после пожара 1763 года прихода у него почти не осталось. Долго епархиальное начальство изыскивало способы его применения, то превращая в теплый собор, то приписывая (храм и до 1917 года был приписным к Ильинскому). Его украшением был портик – копия аналогичного портика церкви святой Екатерины на Невском в Петербурге, построенного там Ж.Б. Вален-Деламоттом. Время появления тверского портика - 1 четверть XIX века. Здание храма погубила война (прямое попадание авиабомбы). «Именитый» портик по замыслу строительства здания библиотеки им. А.М. Горького калининского архитектора И.П. Изотова должен был быть сохранен, но в итоге лишь отдельные его элементы воспроизвели на новом фасаде в 1954 году.

У нас есть возможность завершить прогулку по этому кварталу показом одной «изюминки». В уютном и зеленом дворике за библиотекой в углу здания «фасады» по Советской-Миллионной улице (той самой гостиницы Барсукова), вы легко заметите несколько непривычно – углом во двор –  выпирающий трехэтажный объем. Это – древнейшее гражданское здание Твери. Вид оно имеет, правда, не очень исторический...

С церковью Рождества Христова они одни в этой части города уцелели от времени до 1763 года. Подлинного здания остался первый этаж с белокаменным подвалом, часть стен второго этажа и вся его планировка с низкими тяжелыми сводами. Несколько лет назад в этом историческом помещении была пивная, хотя, очевидно, заслуживает оно лучшего. С улицы дом ничем не выделяется, хотя еще в начале XX века его уличный (к Знаменскому-Свободному переулку) фасад был зрительно выделен из более поздней нарядной барочной гостиницы Барсукова своим крайне аскетичным декором. Впрочем, нынешний облик всего здания гостиницы довольно сильно отличается от исторического – появился он к 1949 году. В подробностях об этом строении и об истории этого места можно узнать на нашем сайте здесь.

Когда появился этот дом? На «плане Ивана Ярцева» 1710-х годов тут два строения: «земская изба» и ратуша, причем если земская изба – действительно изба, то ратуша явно каменная. Что такие здания очень даже могли построить в камне, и именно в это время (в конце XVII века), говорит пример Осташкова, где как раз ратуша является старейшей уцелевшей городской светской постройкой. (На фото ниже - бывшая ратуша в Осташкове, тверская была примерно такой же).

Дом (ратуша?) уникален еще в одном отношении: он стоит на бывшей главной улице Твери. Она проходила как раз между ним и Знаменской церковью и, как показали раскопки 1997 года, шла к Вознесенской церкви. На ней существовало мощение из массивных деревянных плах, неплохо сохранявшихся и через двести пятьдесят лет лежания в земле. К сожалению, скоро все исчезло – а какое было удовольствие прогуляться по настоящей мостовой петровского времени! Пока же Большая (или Большая Московская) улица выглядит так:

Конечно, хотелось бы надеяться, что в будущем и на историческом доме, и вокруг него что-нибудь появится для любителей старины, хотя бы указатель – потому что и я сам, если бы мне не указали конкретно, что это за место, никогда бы его не опознал, хотя бесчисленное количество раз проходил мимо. Может быть, и улицу когда-нибудь отметят здесь во дворе, просто как аллею, с каким-нибудь памятным знаком, на радость патриотам нашего древнего города…

Да, что-то я размечтался…

© Павел Иванов

Продолжение следует...


Метки: genius_loci Вознесенская Загородье Знаменская историческая_застройка разрушенная_церковь церковь

Для печати
К началу

comments powered by Disqus